Картина Александра Михайловича Герасимова «После дождя» считается уникальным произведением. В советской живописи, особенно начала двадцатого века, встречается не так много работ подобного типа. Для этого произведения характерен тонкий лиризм и очень точная передача чистой и свежей атмосферы красивой летней природы, которая омыта дождем. Чтобы лучше понимать его суть, стоит ознакомиться с историей создания картины Герасимова «После дождя».
Автор
Александр Михайлович Герасимов – русский и советский художник, который получил за свое творчество большое количество наград. К 1935 году он успел написать много портретов партийных лидеров и получил признание и успех. Это позволило стать Герасимову одним из наиболее крупных мастеров соцреализма.
Герасимов появился на свет в купеческой семье из города Козлова. Там прошла его юность. Даже когда Александр стал известным художником, он часто возвращался на малую родину.
Стоит отметить, что Герасимов учился у множества крупнейших художников, которые творили в период с конца девятнадцатого по начало двадцатого века. К ним, в частности, стоит отнести Коровина и Архипова. На начальном этапе творческого пути Александр отдавал предпочтение изображению картин народного быта. Он часто писал русскую природу, стараясь отразить ее красоту и скромность. В это время созданы такие полотна, как «Рожь покосили», «Зной» и многие другие.
В советское время у Герасимова проявился талант точно подмечать характерные для человека черты. Это позволяло ему добиваться необыкновенно точного портретного сходства. Потому он писал много портретов партийных лидеров и вождей. Его кисти принадлежат портреты Ленина, Сталина, Ворошилова и многих других. Для работ Александра Михайловича характерно торжественное настроение. Также они отличаются своего рода плакатным пафосом. Это сделало Герасимова к середине тридцатых годов одним из самых крупных представителей соцреализма в сфере живописи.
В 1935 году живописец перебрался в свой родной город Козлов. Он хотел немного отдохнуть от работы и посвятить себя семье. Там Герасимов и создал свою гениальную картину «После дождя». Она принесла ему известность и статус прекрасного пейзажиста. Сам Герасимов считал эту работу наиболее значительной. Он использовал в ней самые яркие и насыщенные краски, как бы заимствуя их у природы.
Стоит отметить, что в период правления Сталина Герасимов занимал различные руководящие должности. Так, он руководил Ассоциацией советских художников. К тому же он возглавлял Академию художеств СССР. Однако с приходом к власти Хрущева живописец попал в немилость.
История создания картины «После дождя»
Эта знаменитая картина была написана Герасимовым в его родном городке. Он приехал в Козлов летом, чтобы отдохнуть. Однажды художник стал свидетелем очень сильного дождя. После того как ливень прекратился, художник открыл на террасу дверь и буквально обомлел от картины, которая ему открылась. Воздух пах свежими травяными и цветочными ароматами, в лужах сверкала вода, зелень переливалась насыщенными красками, а за деревьями проглядывало голубое небо.
Когда Александр Михайлович увидел это, он тут же крикнул помощнику, чтобы тот принес ему палитру. В результате картина была создана буквально за три часа. Герасимов работал очень быстро, а потому его кисть стремительно мелькала между палитрой и холстом. Он спешил, поскольку лужицы стремительно уменьшались в размерах, а капли с веток и крыши становились реже. Работа, написанная на одном дыхании, отличается необычайной свежестью и натуральностью. При этом она получилась достаточно простой.
Несмотря на то, что работа создана внезапно, назвать ее случайной нельзя. Еще в период учебы в Училище живописи, Александр увлекался природными мотивами. Причем его в большей степени интересовали обновленные дождем пейзажи. У будущего художника отлично получалось изображать мокрые предметы, здания, траву, листья. Возможно, живописец и сам того не подозревал, но стремился к созданию такой картины много лет. Тем более что родные места и детские впечатления играют в человеческой жизни важную роль, и Герасимов не стал исключением.
Эксперты в сфере искусства, считают, что сокровенная история становления Герасимова как художника связана с дождями. В результате она вылилась в создание картины, замысел которой он вынашивал много лет. Иначе живописец бы просто посмотрел на залитую террасу и поежился.
Многих интересует, когда конкретно была написана эта картина. Работа «После дождя» датируется 1935 годом. Также она называется «Мокрая терраса». Сегодня эта картина представлена в Государственной Третьяковской галерее, расположенной в Москве.
Другие названия полотна
Эта картина Александра Герасимова также называется «Мокрая терраса». Эта работа известна многим людям, начиная со школьной скамьи. Дело в том, что она есть в школьной программе и выступает как пособие по обучению написанию сочинений. Репродукции картины часто встречаются в учебниках русского языка для 6-7 классов.
Сама же картина известного происхождения представлена в выставочном зале Третьяковской галереи. Она выполнена маслом на холсте. Произведение отличается небольшими размерами – 75х85 сантиметров. Перед полотном всегда стоит много зрителей. Они внимательно изучают мельчайшие детали, любуясь ими и впитывая в себя.
Описание картины А. М. Герасимова
Как уже было сказано, эта знаменитая картина Герасимова известна едва ли не каждому школьнику. Сочинение по этому произведению помогает детям развивать навыки связной письменной речи. Также оно помогает сформировать прекрасный эстетический вкус и благоприятно влияет на творческие способности учеников.
Картина создана летом 1935 года. На переднем плане можно увидеть угол деревянной террасы, которая отличается ослепительным блеском. Кажется, будто она идеально отполирована и вскрыта лаком. Только закончился сильный ливень. Природа не успела восстановиться, она кажется встревоженной. При этом последние капли падают с сильным стуком на деревянный пол. На нем появляются темно-коричневые лужицы, которые отражают каждый предмет, подобно зеркалу. При этом на небе пробивается солнышко и оставляет на полу золотистые блики.
Передний план
Оригинальность картины Герасимова заключается в том, что ее сложно описывать по частям или фрагментам. Произведение производит удивительное впечатление на людей полностью. Каждый элемент полотна выглядит значимым и гармоничным.
На переднем плане представлены перила и скамья. Ближе к внутренней части веранды они кажутся темнее, поскольку эта часть не так хорошо освещена. Там, куда попадает редкое солнце, присутствует больше золотистых бликов. При этом сам оттенок дерева приобретает теплые желто-коричневые тона.
С левой стороны террасы представлен стол, дополненный красивыми резными ножками. Столешница сама по себе отличается темным оттенком. Однако после дождя она выглядит совершенно черной. Подобно остальным предметам, древесина зеркально сверкает. При этом в ней отражается все – перевернутый стакан, букет в кувшине и небо, которое все больше светлеет после грозы.
На первый взгляд становится не совсем понятно, зачем художник использовал в своей работе этот столик. На самом деле он весьма гармонично вписывается в общий стиль помещения. Без этого предмета терраса казалась бы пустой и вызывала неуютное необжитое ощущение. Стол привносит намек на дружное семейство, приятные чаепития и радостную атмосферу.
Стеклянный стакан, который перевернулся от вихря и чудом не упал, свидетельствует о силе ветра и дождя. Об этом же говорят растрепанные цветы и рассыпанные по столу лепестки. Очень красиво дополняют картину розы разных оттенков – белые, красные, розовые. Они смотрятся весьма трогательно. Глядя на цветы, зритель невольно представляет себе их сладкий и нежный аромат. Кувшин с розами смотрится весьма поэтично.
Задний план картины
За террасой представлен буйный сад. На мокрой листве деревьев еще видны крупные бусины капель дождя. Она выглядит очень чистой и свежей. Листья отличаются насыщенным темно-зеленым окрасом. Такой цвет можно увидеть только после освежающего ливня.
Если внимательно присмотреться к картине, удастся четко почувствовать опьяняющий аромат влажной зелени и разогретой солнцем земли, садовых цветов и еще чего-то удивительно близкого. За деревьями виднеется крыша сарая, а между ветвями – постепенно светлеющее небо. Все это в комплексе дарит людям, которые смотрят на картину, удивительную радость и легкость. Работа Герасимова учит становиться внимательными к природе, любить ее и обращать внимание на удивительную красоту.
Второе имя произведения
Далеко не каждому известно, что картина Герасимова обладает вторым названием «Мокрая терраса». Если посмотреть на это полотно, любознательного человека непременно заинтересуют тени и отражения, а впечатлительный – услышит пение птичек.
При этом вне зависимости от склонностей и талантов человека каждый сможет ощутить приятные воспоминания и добрые эмоции. Размышления над сутью этой картины позволяют иначе посмотреть на обыкновенные вещи, сделать открытия в повседневной жизни и перевернуть собственную душу.
Картина Герасимова «После дождя» – удивительное произведение, в котором каждый человек сумеет найти что-то важное для себя. Эта работа помогает пробудить в душе любовь и нежность, почувствовать силу природы и наполниться положительными эмоциями. Не удивительно, что полотно сохраняет актуальность уже много лет.
Сообщение
Комментарии (0)