С 25 августа по 8 октября 1942 г. в Северо-Осетинской АССР была закончена эвакуация наиболее крупных промышленных предприятий — заводов «Красный металлист», ОВРЗ им. С. М. Кирова, литейно-механического, Ардонского консервного заводов, Мизурской обогатительной фабрики, а также артелей «Красный кузнец», и «Красный гвоздильщик».
Оставшиеся на месте предприятия работали по полной: программе, продолжая выпускать боеприпасы, вооружение, продовольствие и обмундирование, ремонтировали автомашины и боевую технику.
О масштабах работ по эвакуации промышленных предприятий республики говорит тот факт, что для этого понадобилось 4100 железнодорожных вагонов, или 205 товарных поездов с 20-вагонным составом каждый.
В этой ответственной и трудной работе большую роль сыграл коллектив Орджоникидзевской железной дороги. К 9 ноября 1941 г. с Орджоникидзевской магистрали на Закавказскую железную дорогу поступило 16208 вагонов с эвакогрузом, в том числе 10758 вагонов с промышленным оборудованием и материалами. Почти все грузы направлялись на перевалку в Бакинский порт.
С 4 августа 1942 г. (с начала открытия Астраханской ветки) до 1 ноября 1942 г. по линии Кизляр — Астрахань Орджоникидзевской железной дороги прошел 291 поезд. С Кавказа было отправлено 900 товарных, 3100 военно-санитарных, 323 пассажирских вагона и 1921 паровоз. В то же время по этой линии для обороны Кавказа в самый решающий период боев поступило 3204 вагона с войсками и 1097 вагонов с боеприпасами, вооружением и продовольствием.
Такая интенсивность работы Орджоникидзевской железной дороги позволила не только успешно провести эвакуацию производительных сил из Северной Осетии и других республик, но и обеспечивала сражающиеся войска Северной группы войск Закавказского фронта необходимым пополнением, вооружением, боеприпасами, продовольствием Это был трудовой подвиг железнодорожников Орджоникидзевской железнодорожной магистрали, который, как подвиг всего рабочего класса Северной Осетии в годы войны, помог республике выстоять перед лицом опасности.
В сложной прифронтовой обстановке самоотверженно работали машинисты депо Беслан С. Хадарцев, Т. Т. Сырхаев и И. А. Камбегов, их помощники X. С. Кесаев и Г. И. Снимщиков. Задания по подготовке грузов они выполняли как боевой приказ. Машинист Орджониквдзевской железной дороги Г. Алейников под обстрелом врага перегнал два эшелона с хлебом со ст. Прохладная в Дербент. Во время бомбардировки станции мастер-железнодорожник А. И. Сергейченко спас от пожара 29 вагонов с хлебом.
Выполняя указания ЦК ВКП(б) и Советского правительства, партийные и советские организации Северной Осетии благодаря высокой дисциплине и сознательности рабочего класса и колхозного крестьянства обеспечили своевременную эвакуацию населения, промышленных предприятий, имущества колхозов и совхозов в глубокий тыл и в труднодоступные районы Северной Осетии.
В связи с осложнением обстановки на южном фронте и его приближением 7 августа 1942 г. было объявлено постановление Военного совета Закавказского фронта о введении военного положения на территории Северо-Осетинской АССР, л 9 августа 1942 г. началась частичная эвакуация населения из г. Орджоникидзе. 10 августа 1942 г. была создана комиссия в составе А. С. Заделавы (председатель), А. С. Мамсурова, А. И. Януковича по организации партизанских отрядов.
Директивные органы Северо-Осетинской АССР 10 августа 1942 г. переместились в пос. Садон. По решению Орджоникидзевского комитета обороны 10 сентября 1942 г. в массовом порядке было эвакуировано из г. Орджоникидзе 60 тыс. человек, в первую очередь женщины, дети, старики.
В городе оставались только те, кто работал на предприятиях, выпускающих продукцию для нужд фронта, служил в МПВО, состоял в народном ополчении, истребительном батальоне, занятые на сооружении оборонительных рубежей, а также военнослужащие, партийные и советские работники. В прифронтовом городе сохранялся полный порядок, поддерживалась военная дисциплина, столь необходимая в такое время. Орджоникидзевский комитет обороны, Северо-Осетинская партийная организация и Совнарком республики с братской помощью руководства Грузинской ССР осуществили организованный 4 октября 1942 г. перегон в Закавказье по Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам общественного скота в количестве 17,5 тыс. голов крупного рогатого и 145 тыс. голов мелкого рогатого скота.
Партийная организация провела большую работу по созданию продовольственных и промтоварных фондов как в городе, так и в горных районах республики — для обеспечения воинских частей и населения на период обороны.
В эти дни, полные тревог, Орджоникидзевский комитет обороны, возглавляемый Н. П. Мазиным и К. Д. Куловым, направлял борьбу трудящихся республики на превращение г. Орджоникидзе в непреодолимый рубеж обороны.
Досрочно были завезены промышленные и продовольственные товары в горные районы республики, из них муки и пшеницы: в Садон — 2600 т, в Махческ — 300, в Кобан — 910 т. В горные районы республики для создания продовольственных запасов было вывезено 5 тыс. т кукурузы.
Для усиления борьбы с вражескими диверсантами и обеспечения порядка на основных коммуникациях — на дорогах Даргкох — Эльхотово — Беслан выставлены заслоны из сил войск НКВД и милиции, горные проходы, ущелья и перевалы были перекрыты истребительными батальонами республики.
Орджоникидзевский комитет обороны провел мероприятия по приведению в боевую готовность — формирований МПВО г. Орджоникидзе и Северо-Осетинской АССР.
Примеры мужества, стойкости и героизма в дни осадного положения в городе проявили бойцы МПВО Ленинского района. Во время налета вражеской
Истребительными батальонами НКВД Северо-Осетинской АССР были перекрыты горные проходы, ущелья и перевалы.
Осенью 1941 г., когда немецко-фашистские войска временно оккупировали Ростов-на-Дону СНК Северо-Осетинской АССР получил боевое задание ГКО СССР начать строительство первой .линии оборонительного рубежа с мощными огневыми точками между реками Малка и Терек. Эти работы начались в октябре 1941 г. Оборонительные сооружения возводились от сел. Урожайного до Киевского по берегам рек Малки и Терека, протяженностью 50 км. На оборонительные работы из г. Орджоникидзе выехало 17 тыс. человек. Туда было направлено 110 инженерно- технических -работников, большое количество медицинского персонала, а также транспорт, необходимая техника, инструменты. Было отгружено из фондов республики 1386 т металла. По инициативе Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ на строительстве оборонительного рубежа было создано 25 СГ ударных комсомольско-молодежных бригад.
Руководство строительством осуществлялось главным штабом оборонительного рубежа, который работал в тесном контакте с 10-м армейским управлением оборонительных работ НКО СССР и 10-й саперной армией под командованием генерала М. М. Мальцева.
В труднейших условиях зимних холодов наркоматы здравоохранения, торговли, местной Промышленности, делали все зависящее от них в обеспечении трудармейцев одеждой, товарами первой необходимости, медицинской помощью. Немаловажным фактором в успешной работе была политико-массовая работа. Своим личным примером увлекали, трудармейцев коммунисты и комсомольцы.
На трассе строительства выходила газета «За Родину». Страницы этой газеты — живая летопись трудовых подвигов трудармейцев.
Вскоре на строительстве появились ударники труда—«двух- сотники», «трехсотники» и даже «пятисотники», в два и более раз перевыполнявшие сменные задания. Среди них были рабочие завода «Электроцинк» Алексей Гадзиев, Георгий Тавасиев, Дадзе Цопанов, Хадзимурза Муриев, Гаги Хадиков, Хадзимет Хаев, Михаил Марзоев, Анна Прудкова, старший преподаватель Северо-Кавказского института цветных металлов. Пламеневский, работники железнодорожной станции г. Орджоникидзе Е. Никонова, Ш. Казбеков, Т. Перевозчиков.
Звеньевой Чермен Дзамболатович Калоев и члены его звена: Б. Е. Карсанов, М. Д. Дзускаева, С. Я. Федченко, П. И. Лукашов, А. У. Аветисян за высокие показатели в работе на строительстве оборонительных сооружений были награждены Грамотами Президиума Верховного Совета СО АССР. Одно из двух переходящих Красных знамен, учрежденных для лучших бригад до завершения работ удерживали землекопы из бригады М. Саутиева.
Благодаря неослабному контролю за оборонными работами со стороны обкома ВКП(б), энтузиазму трудармейцев, трудящиеся республики успешно справились с государственным заданием. Строительство первой линии оборонительного рубежа было закончено раньше намеченного срока,— к 23 января 1942 г.
Очень важной составной частью оборонительных работ было строительство дороги по горным перевалам от Махческого ущелья до Военно-Грузинской дороги. Дорога, проложенная в горах через труднодоступные ущелья и скалы, имела стратегическое значение. Она соединила все ущелья от Махческого района до Военно-Грузинской дороги. По ней продвигались войска, доставлялось продовольствие, военное и другое снаряжение36.
Сообщение
Комментарии (0)