Штрих-код представляет собой очень удобный способ обозначения товаров. С его помощью удается существенно упростить продажу различной продукции. При этом далеко не каждому известно, кто именно изобрел штрих-код. Эта система была придумана еще в 1949 году. Это сделали американские ученые Бернард Сильвер и Норман Джозеф Вудланд. Однако до внедрения их разработки в жизнь прошло много лет.
Что такое штриховой код?
Под этим термином понимают графическую информацию, которая наносится на поверхность или упаковку различных товаров. Это дает возможность считать ее техническими средствами. Штриховой код представляет собой определенную последовательность черных и белых полосок. Также могут применяться другие геометрические фигуры.
История возникновения идеи штрих-кода
Многие люди интересуются, где был придуман штриховой код. Впервые этот символ появился в США. Когда же это произошло? Данная разработка была создана в 1949 году.
Азбука Морзе
Своим появлением этот графический код обязан американским ученым Бернарду Сильверу и Норману Джозефу Вудланду. Исследователи отмечали, что такая идея пришла им в голову благодаря азбуке Морзе. Они утверждали, что лишь расширили точки и тире вниз и получили узкие и широкие полоски.
Идея создания кода появилась у Вудланда на пляже. Он сидел в шезлонге и рисовал на песке линии. Затем Норман провел четырьмя пальцами и обратил внимание, что линии обладают разной толщиной. Это напомнило ученому азбуку Морзе с ее точками и тире.
Несмотря на то, что штриховой код был придуман еще в 1949 году, технологию начали использовать только в конце шестидесятых. Именно тогда появился специальный сканер, который позволял считывать графический код.
Круглый штрих-код и IBM
Впоследствии ученый изменил дизайн первоначального эскиза. Он сделал линии круглыми и концентрическими. Дело в том, что автор изобретения считал, что круглый код можно прочитать вне зависимости от того, на какой полке располагается товар.
Сильвер и Вудленд решили запатентовать свою технологию. Их заявка поступила в патентный реестр 20 октября 1949 года. При этом патент был выдан в октябре 1952 года. Однако идею так и не получилось реализовать на практике. Метод считывания данных отличался высокой степенью сложности и делал процесс очень дорогим.
Спустя пару лет Норман Вудленд стал работать в IBM. Однако в свободное время он продолжал трудиться над сканером штрих-кода. В итоге исследователю удалось получить относительно подходящий прибор. Однако его нельзя было назвать компактным. По размерам сканер походил на большой письменный стол. К тому же его требовалось перед использованием накрывать, поскольку посторонние источники света мешали процессу.
К тому же сканер был весьма опасным. В нем использовалась лампа мощностью 500 ватт. Она приводила к ожогам рук и расплавляла этикетку с изображением кода. Норман получил множество ожогов рук, но уверял себя, что это не напрасно. Ученый прилагал много усилий, чтобы довести механизм до совершенства.
Исследователю удалось добиться поставленных задач – штрих-код действительно считывался. При этом фотоумножитель поглощал свет, который отражался, и выводил его на монитор осциллографа в форме графика. Однако до триумфа еще было далеко.
Вудленд и Сильвер собрали устройство для считывания и разработали кодировку. Однако системы, которая могла ее расшифровать, не было. На тот момент компьютеры находились в зачаточной стадии. ЭВМ не имели возможности справиться с этой задачей. Таким образом ученые намного опередили время. Технический прогресс достиг нужного уровня только в шестидесятые годы.
В 1952 году Норман и Бернард обратились в совет директоров IBM с просьбой выкупить патент и выделить средства на проведение исследований. Однако друзья получили отказ. Патент перешел к фирме RCA. Несколько лет важной работы были напрасны. Эта идея была забыта практически на 20 лет.
Изменение формы на прямоугольный
В 1966 году уже были супермаркеты, однако делать в них покупки было крайне некомфортно. На кассах были очереди раздраженных людей, которые не могли заплатить за выбранные продукты. В тот момент Национальная ассоциация продовольственных сетей выдвинула предложение создать систему маркировки и сканирования. Она должна была ускорить процесс совершения покупок и уменьшить очереди в кассы.
Для этого организация объявила тендер. Заявки на него подали 14 фирм, которые были готовы найти решение. Одной из компаний стала RCA. В первый раунд она подала коды, которые назывались Bull’s Eye.
Еще одной компанией, которая присутствовала на презентации, была IBM. Она решила создать свою собственную систему. Проект возглавил Джозеф Лаурер, которому очень помог Вудман, еще работавший в компании. Они решили сделать код прямоугольной формы. Он состоял из вертикальных линий. При этом в кодировании применялись разные буквы – все зависело от отрасли промышленности.
В июле 1972 года компания RCA начала проведение испытания в магазине Kroger, расположенном в Цинциннати. Штрих-коды печатались на клейкой бумаге и приклеивались вручную. Однако возникла проблема. Дело в том, что принтеры не могли печатать круглый штрих-код без отпечатка чернилами. Потому его невозможно было читать во многих направлениях.
Лаурер и Вудленд в IBM разработали линейный код. Он печатался в направлении полос. Потому избыток чернил просто делал код более высоким, но не отражался на читаемости. В апреле 1973 года ассоциация отдала предпочтение разработке IBM.
Распространение штрих-кода
26 июня 1974 года в супермаркете Marsh, расположенном в Огайо, покупатель впервые приобрел упаковку жевательной резинки Wrigley’s, которую сканировал кассир Шэрон Бьюкенен. Она стала первым продуктом, который отсканировали при помощи специального устройства.
Спустя несколько лет штриховые коды получили широкое распространение во всем мире. Они приобрели различные формы, что позволило записывать все большее количество информации. Однако одна вещь оставалась неизменной. Использование штрихового кодирования делало жизнь намного проще.
Человек приходит в магазин, и кассир выполняет сканирование каждой его покупки. Код, который считывается специальным устройством, попадает в компьютер. После чего кассовая программа находит среди обширной базы нужную информацию о товаре.
Виды кодирования информации
Способы кодирования информации бывают линейными и двухмерными. В первую группу входят обычные штрих-коды, которые читаются в одном направлении – горизонтальном. Самыми популярными линейными символами считаются:
- EAN – EAN-8 включает 8 символов, в EAN-13 применяется соответственно 13 знаков;
- UPC;
- Code39;
С помощью линейных штрих-кодов удается кодировать небольшие объемы данных – до 20-30 символов.
Двухмерными кодами называют символы, которые были придуманы для шифрования больших массивов данных. Расшифровка такого кода осуществляется в 2 измерениях – горизонтально и вертикально.
Двухмерные коды, в свою очередь, делятся на многоуровневые и матричные. Первая категория появилась раньше. Такие шифры представляют собой сочетание обычных линейных кодов, которые ставятся друг на друга. Матричные коды более плотно упаковывают элементы по вертикали.
Когда штрих-код появился в России
Штрих-коды много лет применяются в российских магазинах. При этом в 2017 году на продукты решили наносить расширенный штрих-код, который отражает дополнительные сведения о товаре. Расшифровать данные можно при помощи смартфона.
Интересные факты
Существует немало интересных фактов о таких кодах:
- При считывании шифра в микроконтроллер попадает кодовая информация полностью.
- Код распознается в фотографическом позитиве и в негативе.
- Шифр UPC кодирует до 14 цифр.
Сегодня штрих-код получил широкое распространение во всем мире. Сегодня существует много вариантов кодирования информации. Все они позволяют сделать жизнь намного проще.
Сообщение
Комментарии (0)