Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

Кто и когда создал памятник Медный всадник – история появления

Медный всадник – неофициальное название памятника Петру I, который расположен в Санкт-Петербурге. Оно появилось после одноименной поэмы Пушкина, написанной в 1837 году, и надежно закрепилось за скульптурой. Памятник выполнен из бронзы и располагается на Сенатской площади – около Невы. Это сооружение представлено в виде статуи всадника на коне, у ног которого находится раздавленная змея. Памятник Медный всадник имеет интересную историю создания.

История создания

Инициатором сооружения уникального памятника стала императрица Екатерина II. Именно она распорядилась, чтобы князь Голицын пригласил к сотрудничеству Дидро и Вольтера. Однако профессора не стали решать этот вопрос лично и посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. Вольтер считал, что скульптор имеет тонкий вкус и высокий интеллект.

При этом сам Фальконе работал на фабрике по производству фарфоровых изделий и мечтал заняться более монументальными работами, чем до этого. Потому он, не раздумывая, принял предложение императрицы. Скульптор согласился работать за 200 тысяч ливров и переехал в Россию. Многие люди интересуются, когда это произошло. Памятник был создан и установлен в Санкт-Петербурге в 1782 году.

Суть названия

Вопрос названия достаточно актуален, тем более что памятник отлит из бронзы. Однако ответ на самом деле прост. Памятник получил свое название в силу одноименного произведения Пушкина, в котором Петр соскакивает с памятника и мчится за чиновником, утратившим любимую при наводнении.

Кто создал

Многие люди уверены, что единственным автором памятника является Этьен Фальконе. Однако это не совсем соответствует действительности. Скульптор действительно выполнил значительный объем работ. При этом важную часть взяла на себя и его ученица – Мари Анн Колло. Именно ей удалось вылепить голову Петра 1.

Дело в том, что первые три варианта Фальконе Екатерина II забраковала, тогда как эскиз ученицы пришелся ей по душе. В итоге она назначила юной девушке пожизненное содержание размером 10 тысяч ливров и приняла ее в Российскую Академию художеств.

Змею, которая располагается около ног коня, вылепил Гордеев, отливанием основной части скульптуры руководил Екимов, а архитектурным планированием занимался Фельтен.

Как создавали Медного всадника

Создание монумента было непростым. Лучшие умы российских академий спорили относительно внешнего вида памятника. Сама Екатерина II хотела сделать императора величественным, восседающим на коне. Бельский видел его без коня, а Дидро и вовсе предлагал скульптуру в виде фонтана. Штелин хотел изобразить императора не в одиночестве, а среди человеческих пороков, которые пали к его ногам. Фальконе отказался от перечисленных идей и создал свой уникальный эскиз.

Автор памятника видел в Петре I не только военачальника со множеством побед. Он рассматривал великого императора, прежде всего, как благодетеля и созидателя. Вместо стандартного для того времени изображения правителя в одежде римского императора, скульптор использовал длинную национальную рубаху. Вместо седла он изобразил на памятнике медвежью шкуру. Целью этого замысла было показать людям близость правителя к своим подданным.

Остальные элементы скульпторы тоже имели свое смысловое значение. Так, затоптанная змея символизировала побежденное невежество. Также она обозначала поверженных иностранных врагов.

Вся фигура Петра I демонстрирует уверенность в будущем государства. Его протянутая вперед рука считается символом покровительства всей России. Победы императора в Северной войне увековечены символами в виде лаврового венка и меча на поясе.

Гранитный постамент служил одновременно символом вершины горы как преодоленных преград и поднимающейся морской волны, которая олицетворяла множество морских побед Петра.

Чтобы получить динамичный памятник, мастер делал эскизы движущегося коня. Для этого гвардейцы поднимали его на дыбы и старались удержать в таком положении или двигались верхом по помосту.

Как отливали

Поскольку скульптура должна была иметь внушительные габариты, литейщики не хотели браться за такую работу. Иностранные мастера просили за литье большие деньги, а некоторые из них и вовсе считали, что из этой затеи ничего не получится.

Однако в результате удалось найти литейщика Емельяна Хайлова, который был пушечных дел мастером. Именно он решился взяться за литье скульптуры.

Совместно с Фальконе мастер подбирал состав сплава и выполнял пробы. Трудности заключались в том, что памятник обладал тремя точками опоры. Потому передняя часть статуи должна было иметь небольшую толщину стенок – максимум 1 сантиметр.

При первой попытке отлить памятник труба, по которой текла бронза, повредилась. Фальконе выскочил из мастерской. Однако литейщик Хайлов не растерялся, а смочил свой армяк водой, смазал глиной и приложил к трубе вместо заплатки. Рискуя жизнью, ему удалось предотвратить пожар. При этом литейщик обжег руки и даже потерял частично зрение.

Верх скульптуры ка все равно был испорчен. Потому эту часть памятника пришлось убрать. На подготовку к новой отливке потребовалось еще 3 года. Однако в этот раз она прошла успешно.

Установка монумента

Еще одним элементом памятника считается огромный постамент, который представляет собой обтесанную каменную глыбу. Найти этот элемент было непросто. Его искали по всем окрестностям Петербурга и даже дали в газете объявление, в котором просили граждан помочь.

В итоге подходящую глыбу отыскал крестьянин Вишняков, за что ему была выплачена премия в размере 100 рублей. Глыбу из гранита, которую расколол удар молнии, прозвали Гром-камнем. Ее вес составлял 1600 тонн. К тому же глыба была на 4 метра заглублена в землю. Когда ее вытащили, в этом месте появился крупный котлован. Его быстро наполнила вода. Этот водоем существует и сегодня. Его называют Петровским прудом.

Особенно сложным вопросом была перевозка камня для памятника. Чтобы транспортировать его к Финскому заливу, пришлось сделать по дороге специальные желоба и разместить там медные шары. С их помощью и перемещали камень. Работы выполняли в зимнее время, ведь только замерзшая земля могла выдержать такую нагрузку. В заливе камень погрузили на специально созданную для этого баржу.

Чтобы транспортировать глыбу, потребовалась сила более чем 1000 человек. На это ушло примерно 6 месяцев. На Сенатскую площадь Гром-камень попал 26 сентября 1770 года. Его разгрузка проходила в окружении множества людей. Перед установкой камень подвергся серьезной обработке, в результате чего существенно уменьшился в размерах.

В 1778 году Фальконе окончательно поссорился с Екатериной II и вместе со своей ученицей уехал обратно в Париж. Установка памятника Медный всадник проходила под руководством Федора Гордеева.

Открытие

Торжественное открытие скульптуры произошло 7 августа 1782 года. По разным причинам скульптора Фальконе так и не пригласили на парад по случаю окончания отливки и монтажа памятника.

Военный парад на праздничном мероприятии проходил под руководством Александра Голицына. При этом Екатерина II прибыла на церемонию в шлюпке, поднялась на балкон здания Сената и дала знак открыть памятник. Прозвучала барабанная дробь, и полотняная ограда с монумента упала. В этот же момент по набережной Невы прошли гвардейские полки.

Если рассматривать технические параметры монумента, его вес составил больше 8 тонн. Высота самого Петра I, который восседает на лошади, достигла 5 метров. С лицевой стороны памятника нанесли надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такой же текст на латыни расположен на реверсе скульптуры.

Мифы и слухи

С этим памятником связано множество мифов и легенд, причем они стали появляться еще на этапе сооружения монумента. К наиболее известным слухам относятся:

  • Скульптор Фальконе, который трудился над созданием памятника, провел ночь в спальне Петра I. Там мастера посетил дух императора и задал ему множество вопросов относительно размещения и внешнего вида конструкции. Ответы скульптора удовлетворили великого правителя, и он дал благословение на сооружение памятника.
  • Место, на котором находился Гром-камень, ставший пьедесталом для сооружения, указал юродивый Семен Вишняков. Жители поселка Конная Лахта говорили, что еще при жизни император много раз поднимался на этот камень для осмотра своих владений.
  • В 1812 году памятник хотели эвакуировать, так как городу угрожала французская армия. Однако великий император явился майору Батурину во сне и поведал, что, пока он остается на месте, городу ничего не угрожает.
  • Медный всадник оберегает город. Считается, что, пока он стоит на месте, Санкт-Петербург будет защищен от бед и несчастий.

Медный всадник считается уникальным сооружением, которое имеет очень интересную историю. При этом само название монумента считается всего лишь лирическим образом, который создал Пушкин в одноименной поэме. На самом деле памятник отлит из бронзы.

Сообщение Кто и когда создал памятник Медный всадник – история появления появились сначала на Исторический документ.


Источник: Кто и когда создал памятник Медный всадник – история появления
Автор:
Теги: история вещей история памятник появление 1812 август

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства