Мария Монтессори — итальянский врач и всемирно известная создательница системы образования, которая основана на идеях свободного воспитания. Педагогика Марии Монтессори считается одной из старейших методик, в которой первостепенно используется
Она направлена как на психическое, так и на физическое развитие детей. Сегодня систему применяют во многих детских садах, школах и центрах, где проводятся занятия с применением основных принципов Монтессори. Редакция
Краткая история появления
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в XIX веке, которая разработала собственную педагогическую программу. Она считала, что, независимо от возраста, между людьми должна сохраняться справедливость, учитываться все пожелания и стремления.
Во время работы в детской психиатрической больнице женщина постоянно поддерживала общение с детьми с особенностями в развитии. Мария очень переживала, что их никто не развивал, а ведь должное образование должно быть у всех.
Вскоре Мария Монтессори начала тщательно и углубленно работать над собственной методикой развития детей. Первоначально они были предназначены лишь для малышей с задержкой в развитии. Однако после того, как она поняла, что система успешно работает, педагог адаптировала их под всех детей.
Основные принципы
«Помоги мне сделать это самому» — основное правило программы Монтессори. Его суть заключается в том, что взрослый родитель/воспитатель разобрался в том, чем интересуется ребенок, создал базу для занятий и учил ее правильно использовать. Среди главных принципов Монтессори можно выделить:
- В системе отсутствуют любые запреты и критика. Если ребенок ошибается, не нужно его унижать и критиковать. Он должен дойти до всего самостоятельно.
- Система разделена на группы по возрасту. Старшие ребята обучают младших, так у первых формируются лидерские навыки. Младшие дети должны помогать друг другу. Так у них формируется чувство заботы, дружбы и полноценной взаимопомощи. Они учатся сотрудничать друг с другом и устранять все недопонимания.
- Подготовленная среда — это зоны естествознания, практической жизни, языковая, сенсорная и математическая части. Нужно обеспечить полную свободу обучения без ограничения мышления, действий и чувств.
- Взрослый при обучении занимает второстепенную роль — он должен быть другом-помощником (без навязывания своего мнения).
- После прочтения книги ее надо поместить на полку, а игрушки положить на их место. Таким способом проводится приучение детей к порядку.
- Главный упор делается на улучшение мелкой моторики и чувств. Наибольшие силы должны быть направлены на сортировку и нанизывание предметов, угадывание их на ощупь по свойствам и фактуре.
- Напоследок у ребенка должна вырабатываться самостоятельность. Все книги должны размещаться на полках так, чтобы была возможность их взять и поставить на место. Также как и все пособия должны быть в единственном экземпляре, чтобы дети могли между собой договориться.
15 заповедей Марии Монтессори по воспитанию и образованию детей
- «Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места».
«Детей учит то, что их окружает». - «Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать».
- «Не говорите плохо о ребенке — ни при нём, ни без него».
- «Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже всё нашел».
- «Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью».
- «В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть у вас самих».
- «Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь».
- «Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее».
- Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
- «Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым».
- «Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам».
- «Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться».
- «Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать».
- «Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе».
- «Если с ребенком честны — он учится справедливости».
Помните, родитель — самый первый и самый важный пример для ребенка. Нельзя требовать, чтобы подросток не ругался бранью, если их употребляют
The post
Комментарии (0)