В 1942 г. Наркомат нефтяной промышленности СССР направил инженера Т. М. Золоева (уроженца сел. Чикола) главным геологом «Таймазнефть» в Волго-Уральский нефтяной район. Здесь удалось открыть крупнейшее месторождение с миллиардными запасами нефти. В 1946 г. Т. М. Золоев удостоен звания лауреата Государственной премии I-й степени.
Его земляк инженер-нефтяник Д. А. Такоев в 1944 г. участвовал в освоении на Таймазинском промысле скважины № 100, затем еще 78 фонтанов. За открытие новых месторождений Правительством СССР Д. А. Такоев был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Ему была присуждена Ленинская премия.
Научная деятельность дигорца инженера-геолога Г. Ц. Медоева в годы войны была связана с Казахским геологоразведочным трестом. За исследования в Карагандинском угольном бассейне он был удостоен Государственной премии СССР.
В связи с войной по-иному была построена программа обучения в высших учебных заведениях
В Медицинском институте большое внимание обращалось на изучение военно-полевой хирургии, военной эпидемиологии. Студенты шефствовали над госпиталями, больше времени отводилось на прохождение практики.
Во всех вузах был введен специальный курс «Великая Отечественная война Советского Союза», а также преподавание политической экономии. Особое внимание уделялось физической и военной подготовке студентов.
Студенты вузов республики, во время летних каникул работали в колхозах, совхозах, в промышленности и медицинских учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений в 1941-1942 гг.
В это суровое время партия и правительство, руководствуясь заботой о подготовке кадров специалистов, изыскивали возможности оказания помощи высшим и средним учебным заведениям. 5 мая 1942 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О приеме в вузы и мероприятия по укреплению высших учебных заведений». В нем предусматривалось освобождение от призыва в армию студентов выпускных, а по некоторым специальностям и предпоследних курсов; намечались меры по улучшению их питания и продовольственного снабжения.
Большую работу по идейному воспитанию советских людей вели ученые и преподаватели вузов гуманитарного профиля, прежде всего сотрудники кафедр общественных наук вузов и Научно-исследовательского института языка, истории, литературы и экономики. В устных и печатных выступлениях они разоблачали хищнический, человеконенавистнический облик фашизма, подчеркивали справедливый, освободительный характер Великой Отечественной войны, пропагандировали славные исторические традиции народов страны, поднимали моральный дух советских людей, вселяли в них уверенность в победу.
Из представителей гуманитарных наук продолжали научную работу в годы войны В. И. Абаев, В. Ф. Скитский, И. Джанаев, X. С. Черджиев, Г. М. Апресян, Ф. В. Лизунов, А. К. Джанаев, Б. Дзокаев, В. С. Гальцев, Б. А. Цуциев и другие.
Б 1944 г. в вузах и техникумах Северной Осетии обучалось 6417 человек. Здесь числилось 176 научных работников, включая 36 профессоров, 19 докторов и 68 кандидатов наук. В 1944 г. вузы выпустили 300 специалистов. Многие научные сотрудники сражались на фронте. В борьбе с врагом геройски погибли Д. Е. Бугоев, Д. Е. Джатиев, X. Д. Золоев, С. Д. Кулов, И. Д. Караев, М. Б. Саутиев, Н. Скляров, В .П. Собиев, А. О. Хубецов. В первом полугодии 1943 г после немецко-фашистской оккупации были восстановлены агитколлективы и избы-читальни Во всех районах республики, возобновили работу 15 партийных кабинетов Орджоникидзевского горкома и райкомов партии. Вновь стали действовать радиоузлы, библиотеки, в г. Орджоникидзе работали четыре кинотеатра и два драмтеатра.
В 1944 г. силами агитаторов, кроме лекций и докладов на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, МТС и среди населения Северной Осетии, было проведено 30811 бесед с охватом 629944 человек. В 1945 г. насчитывалось 570 агитколлективов.
К концу войны в республике функционировало 86 изб-читален, 22 сельских клуба, 18 районных Домов культуры, 58 массовых библиотек и 5 музеев. В 1944 г. в республике было 250 школ, в том числе 81 начальная, 82 неполных средних и 87 средних. Общее количество учащихся — 75 тыс.
Постановлением СНК СССР от 24 октября 1941 г. в школах была введена военно-физическая подготовка учащихся 1-10-х классов. 7 сентября 1942 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о военно-физической подготовке старших классов средних школ.
Уроки военного дела и физкультура были объединены под одним названием — военной подготовки. Учащиеся 1-4-х классов обучались пользованию противогазом, ходьбе на лыжах. В 5-7-х классах учащиеся мужских школ получали тактическую, огневую, строевую и химическую подготовку, знакомились с саперным делом, топографией, получали представление о родах войск. Обучение девочек предусматривало занятия по гимнастике, лыжам, санитарии и гигиене. Программой для 8-10-х классов ставилась задача подготовить бойца, способного действовать в составе подразделения; школьники 8-10-х классов были разбиты на отделения, взводы, роты. Из девушек готовились сандружинницы, радистки, телеграфистки.
По указанию ЦК ВКП(б) в школах была прекращена практика социалистического соревнования учащихся и учителей по вопросам учебной работы, установлены выпускные экзамены для оканчивающих начальную и семилетнюю школу, введены экзамены на аттестат зрелости и учреждены золотые и серебряные медали за выдающиеся успехи в учебе при отличном поведении.
В период летних каникул на полевых работах в колхозах республики за годы Великой Отечественной войны было занято 48 600 учащихся, которые выработали 1190 тыс. трудодней.
В тяжелые годы войны многие учителя Северной Осетии в том числе О. А. Арцутанова, А. Ф. Батяева, Л. И. Бигаева, Е. Я. Гериева, А. Н. Глебович, Г. Джанаева, В. П. Жданова и другие, за самоотверженный труд, удостоились правительственных наград.
На 1 января 1944 г. в республике действовало 35 детских садов, в которых находилось 2370 детей, и 6 детских домов с 537 воспитанниками. В «системе управления трудовых резервов обучалось 2700 человек. Кроме того, для детей воинов Красной Армии и партизан, детей-сирот в республике было организовано специальное ремесленное училище.
Ученые, писатели, журналисты, деятели искусства и кино, учителя Северной Осетии как истинные патриоты и интернационалисты были в передовых рядах бойцов и тружеников тыла, показывая пример вдохновенного служения Родине.
Сообщение
Комментарии (0)