Любая война – это не только бесконечные сражения и стрельба, это еще и тяжелые будни. Солдатам в полевых условиях нужно было есть, спать, стирать одежду и совершать гигиенические процедуры. И если летом это еще как-то можно делать, то зимой главное – не окоченеть и не замерзнуть насмерть.
В каких условиях приходилось существовать танкистам?
Зима в годы Великой Отечественной войны была особенно лютой и морозила всех одинаково. Единственным преимуществом наших солдат была привычка выживать в любых условиях и смекалка. Жить в трудных условиях не было в новинку гражданам страны, прошедшей через горнило гражданской войны и заново строившей экономику.
Среди всех родов войск сложнее других приходилось зимой танкистам. Тонны металла не спасали от холода, они, промерзая, устраивали внутри бронированной машины что-то вроде холодильника.
Во время движения бронированной машины в Т34 работала печка и, хоть она давала не слишком много тепла, но все-таки поддерживала плюсовую температуру. После остановки через 15-20 минут так промерзал полностью.
Как спасались от морозов?
Даже сегодня в тяжелых бронированных автомобилях не предусмотрена возможность для сна во время остановки. А в далеких сороковых это было смертельно опасно.
На длительных остановках танкисты в первую очередь выкапывали на месте стоянки танка небольшую яму, в ней устраивали костер, дым от которого должен был не давать промерзнуть мотору. Это делали для первых моделей 34ок. В следующих моделях с каждым танком шла в комплекте небольшая буржуйка, которая подсоединялась к дымоходу и прогревала мотор.
Люди же копали землянки и грелись у костров. Для того чтобы не мерзнуть внутри машины, люди надевали всю одежду, которую имели в наличии. Множество слоев делали движения не такими точными и быстрыми, но сохраняли тепло.
Сообщение
Комментарии (0)