Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

Где и когда появился романс, кто придумал и история создания жанра

Романс представляет собой камерно-вокальное произведение, написанное для голоса, которое имеет инструментальное сопровождение. Историей создания романса интересуются многие. Термин появился в Испании. Изначально его применяли для обозначения светской песни, написанной на испанском языке, а не на латыни, как было принято в те времена. Сборники песен, объединенные общим сюжетом, назывались «романсеро».

Что такое романс?

Этим термином называют произведение, как правило, лирического содержания, которое принадлежит к камерно-вокальному направлению. Оно пишется для голоса. При этом вокальную партию дополняет аккомпанирующий инструмент.

Романс напоминает песню. Однако для этого жанра характерны определенные отличия:

  • Он является более певучим и обладает выразительной мелодической линией.
  • В таком произведении все значимо. Поэтический текст должен быть трогательным и мелодичным. Иногда он даже носит трагичный характер. Красивые вокальные партии непременно связаны с текстом. Аккомпанемент в этом случае представляет собой полноценного участника ансамбля.
  • Форма напоминает песенную и является строфической, или куплетной. Тем не менее, для таких произведений характерны различные расширения. Это свидетельствует о том, что музыкальные периоды бывают с четным или нечетным числом тактов.
  • Обычно не содержит припева.

Когда появился жанр «романс»?

История появления такого направления в музыке началась еще в средневековые времена. Где же оно было придумано? В тринадцатом или четырнадцатом веке в Испании путешествовали поэты, которые писали и исполняли песни. Они значительно отличались от церковных хоралов, которые были распространены в тот период.

Кто конкретно придумал первый романс, не известно. При этом испанские трубадуры писали свои произведения на любовно-лирическую тематику. В них описывались подвиги смелых рыцарей, посвященные высокой любви к прекрасным женщинам. К тому же песни исполнялись на «romance». Именно так в те времена называли испанский язык. Еще одной важной особенностью произведений считалась их особая напевность.

Со временем мелодичные стихи, положенные на музыку, стали популярны в других странах. Там трубадуры тоже создавали так называемые светские стихи, которые именовались балладами. Они были посвящены важнейшим историческим событиям и героическим подвигам. Важное место в таких произведениях занимала любовная лирика.

Спустя несколько столетий термин прижился в различных странах. Его использовали для обозначения напевного стихотворения, которое носит лирический характер, и произведений, характеризующих вокальную музыку. При этом местом возникновения такого направления в музыке считается Испания.

Жанр стал процветать во второй половине восемнадцатого века. Именно тогда начали появляться произведения Гете, Гейне, Шиллера. Они были наполнены лиризмом и отражали глубокие чувства. Многие композиторы использовали произведения этих авторов для создания вокальных композиций. В качестве примера стоит привести Франца Шуберта, который стал основоположником романтизма в музыке. 60 его произведений написаны на стихи Гете, а 40 – на слова Шиллера.

Испанский романс

Термин «romance» в пятнадцатом и шестнадцатом веках испанцы использовали для обозначения стихотворений на местном наречии. При появлении сборников таких произведений стали использовать понятие «романсеро». Впоследствии оно закрепилось в литературоведении. К концу столетия в произведении появился рефрен, и значительно расширилась тематика.

Новый европейский романс

С тринадцатого века во Франции, а затем в Германии и прочих странах Европы термин стали применять для обозначения небольшого музыкального и поэтического произведения, которое отличается лирическим характером.

Значительное влияние на создание и развитие этого музыкального направления оказало творчество знаменитых поэтов Гейне и Гете.

В девятнадцатом веке появились известные национальные школы – французская, русская, немецкая и австрийская. Композиторы часто объединяли романсы в вокальные циклы. В качестве примера стоит привести Шуберта, Бетховена, Шумана, Брамса.

В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века появились другие школы – чешская, финская, польская, норвежская. Помимо камерно-вокальной классики, получило развитие бытовое направление. Оно ориентировалось на певцов-любителей.

Романс обладает строфической формой. При этом в нем не обязательно используются периоды с четным числом тактов, которые характерны для песни. В таких творениях допустимы расширения или переходы между строфами.

Важно, чтобы вокальная партия отличалась ясной и рельефной мелодией. Также большое значение имеет певучесть. Рефрен в таком произведении, как правило, отсутствует. Однако существуют и исключения.

Большое значение имеет передача общего настроения текста. При этом основной интерес сконцентрирован в мелодии, а не в аккомпанементе.

Как правило, романс создается для сольного вокального исполнения. При этом обязательно предусмотрен инструментальный аккомпанемент – обычно гитары или фортепиано. Это произведение можно отнести к категории камерной музыки. В сочинениях академических композиторов инструментальное сопровождение часто сопоставимо по значимости с вокальной партией.

Опера

Иногда этот жанр используется при написании опер. К примеру, Мейербер создал произведение «Гугеноты», в первом действии которого звучит Романс Рауля. Также можно привести в пример Романс Антониды в опере «Иван Сусанин», которую написал Глинка.

Инструментальная музыка

Фрагменты циклических произведений и отдельные пьесы, которые по происхождению можно причислить к романсам, часто применяются в инструментальной музыке периода второй половины восемнадцатого и девятнадцатого веков. В качестве примера стоит привести вторые части клавирного концерта d-moll Моцарта.

Русский романс

Откуда появился русский романс? Этот жанр возник под влиянием течений романтизма. Это произошло в первой половине девятнадцатого века. Нельзя сказать, кто именно придумал этот жанр. Важный вклад в становление старинного романса сделали Гурилев, Алябьев, Варламов. Во множестве произведений встречаются цыганские мотивы. Впоследствии в России появилось несколько видов романсов – салонный, жестокий и прочие.

Наиболее популярным это направление в музыке стало в начале двадцатого века. Именно в этот период работали такие известные исполнители, как Вертинский, Плевицкая, Панина. Затем традиции стали продолжать Изабелла Юрьева и Петр Лещенко.

Романс в XX веке

В СССР с конца тридцатых годов этот жанр стал преследоваться. Его называли пережитком царской эпохи и считали вредным для строительства социализма. Однако романс продолжал звучать и во время Великой Отечественной войны. Впоследствии на его основе появилась так называемая авторская песня.

Возрождение этого музыкального направления приходится на семидесятые годы. В тот период появились такие известные исполнители, как Николай Сличенков, Валентина Пономарева, Нани Брегвадзе.

Романс – это популярный жанр музыки, который не теряет актуальности и сегодня. При этом за время своего существования данное направление претерпело много изменений и продолжает совершенствоваться.

Сообщение Где и когда появился романс, кто придумал и история создания жанра появились сначала на Исторический документ.


Источник: Где и когда появился романс, кто придумал и история создания жанра
Автор:
Теги: литература жанр история создание D автор

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства