Романс представляет собой камерно-вокальное произведение, написанное для голоса, которое имеет инструментальное сопровождение. Историей создания романса интересуются многие. Термин появился в Испании. Изначально его применяли для обозначения светской песни, написанной на испанском языке, а не на латыни, как было принято в те времена. Сборники песен, объединенные общим сюжетом, назывались «романсеро».
Что такое романс?
Этим термином называют произведение, как правило, лирического содержания, которое принадлежит к камерно-вокальному направлению. Оно пишется для голоса. При этом вокальную партию дополняет аккомпанирующий инструмент.
Романс напоминает песню. Однако для этого жанра характерны определенные отличия:
- Он является более певучим и обладает выразительной мелодической линией.
- В таком произведении все значимо. Поэтический текст должен быть трогательным и мелодичным. Иногда он даже носит трагичный характер. Красивые вокальные партии непременно связаны с текстом. Аккомпанемент в этом случае представляет собой полноценного участника ансамбля.
- Форма напоминает песенную и является строфической, или куплетной. Тем не менее, для таких произведений характерны различные расширения. Это свидетельствует о том, что музыкальные периоды бывают с четным или нечетным числом тактов.
- Обычно не содержит припева.
Когда появился жанр «романс»?
История появления такого направления в музыке началась еще в средневековые времена. Где же оно было придумано? В тринадцатом или четырнадцатом веке в Испании путешествовали поэты, которые писали и исполняли песни. Они значительно отличались от церковных хоралов, которые были распространены в тот период.
Кто конкретно придумал первый романс, не известно. При этом испанские трубадуры писали свои произведения на любовно-лирическую тематику. В них описывались подвиги смелых рыцарей, посвященные высокой любви к прекрасным женщинам. К тому же песни исполнялись на «romance». Именно так в те времена называли испанский язык. Еще одной важной особенностью произведений считалась их особая напевность.
Со временем мелодичные стихи, положенные на музыку, стали популярны в других странах. Там трубадуры тоже создавали так называемые светские стихи, которые именовались балладами. Они были посвящены важнейшим историческим событиям и героическим подвигам. Важное место в таких произведениях занимала любовная лирика.
Спустя несколько столетий термин прижился в различных странах. Его использовали для обозначения напевного стихотворения, которое носит лирический характер, и произведений, характеризующих вокальную музыку. При этом местом возникновения такого направления в музыке считается Испания.
Жанр стал процветать во второй половине восемнадцатого века. Именно тогда начали появляться произведения Гете, Гейне, Шиллера. Они были наполнены лиризмом и отражали глубокие чувства. Многие композиторы использовали произведения этих авторов для создания вокальных композиций. В качестве примера стоит привести Франца Шуберта, который стал основоположником романтизма в музыке. 60 его произведений написаны на стихи Гете, а 40 – на слова Шиллера.
Испанский романс
Термин «romance» в пятнадцатом и шестнадцатом веках испанцы использовали для обозначения стихотворений на местном наречии. При появлении сборников таких произведений стали использовать понятие «романсеро». Впоследствии оно закрепилось в литературоведении. К концу столетия в произведении появился рефрен, и значительно расширилась тематика.
Новый европейский романс
С тринадцатого века во Франции, а затем в Германии и прочих странах Европы термин стали применять для обозначения небольшого музыкального и поэтического произведения, которое отличается лирическим характером.
Значительное влияние на создание и развитие этого музыкального направления оказало творчество знаменитых поэтов Гейне и Гете.
В девятнадцатом веке появились известные национальные школы – французская, русская, немецкая и австрийская. Композиторы часто объединяли романсы в вокальные циклы. В качестве примера стоит привести Шуберта, Бетховена, Шумана, Брамса.
В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века появились другие школы – чешская, финская, польская, норвежская. Помимо камерно-вокальной классики, получило развитие бытовое направление. Оно ориентировалось на певцов-любителей.
Романс обладает строфической формой. При этом в нем не обязательно используются периоды с четным числом тактов, которые характерны для песни. В таких творениях допустимы расширения или переходы между строфами.
Важно, чтобы вокальная партия отличалась ясной и рельефной мелодией. Также большое значение имеет певучесть. Рефрен в таком произведении, как правило, отсутствует. Однако существуют и исключения.
Большое значение имеет передача общего настроения текста. При этом основной интерес сконцентрирован в мелодии, а не в аккомпанементе.
Как правило, романс создается для сольного вокального исполнения. При этом обязательно предусмотрен инструментальный аккомпанемент – обычно гитары или фортепиано. Это произведение можно отнести к категории камерной музыки. В сочинениях академических композиторов инструментальное сопровождение часто сопоставимо по значимости с вокальной партией.
Опера
Иногда этот жанр используется при написании опер. К примеру, Мейербер создал произведение «Гугеноты», в первом действии которого звучит Романс Рауля. Также можно привести в пример Романс Антониды в опере «Иван Сусанин», которую написал Глинка.
Инструментальная музыка
Фрагменты циклических произведений и отдельные пьесы, которые по происхождению можно причислить к романсам, часто применяются в инструментальной музыке периода второй половины восемнадцатого и девятнадцатого веков. В качестве примера стоит привести вторые части клавирного концерта d-moll Моцарта.
Русский романс
Откуда появился русский романс? Этот жанр возник под влиянием течений романтизма. Это произошло в первой половине девятнадцатого века. Нельзя сказать, кто именно придумал этот жанр. Важный вклад в становление старинного романса сделали Гурилев, Алябьев, Варламов. Во множестве произведений встречаются цыганские мотивы. Впоследствии в России появилось несколько видов романсов – салонный, жестокий и прочие.
Наиболее популярным это направление в музыке стало в начале двадцатого века. Именно в этот период работали такие известные исполнители, как Вертинский, Плевицкая, Панина. Затем традиции стали продолжать Изабелла Юрьева и Петр Лещенко.
Романс в XX веке
В СССР с конца тридцатых годов этот жанр стал преследоваться. Его называли пережитком царской эпохи и считали вредным для строительства социализма. Однако романс продолжал звучать и во время Великой Отечественной войны. Впоследствии на его основе появилась так называемая авторская песня.
Возрождение этого музыкального направления приходится на семидесятые годы. В тот период появились такие известные исполнители, как Николай Сличенков, Валентина Пономарева, Нани Брегвадзе.
Романс – это популярный жанр музыки, который не теряет актуальности и сегодня. При этом за время своего существования данное направление претерпело много изменений и продолжает совершенствоваться.
Сообщение
Комментарии (0)