Роман Гончарова стал настоящим открытием в литературной жизни России девятнадцатого века. Это произведение положило начало появлению целого социально-психологического явления, которое стали называть «обломовщина». Даже в настоящее время оно присутствует в жизни людей. Не удивительно, что данное произведение не теряет актуальности и сегодня. Именно поэтому так важно ознакомиться с историей создания романа «Обломов».
Хронология написания романа
В раннем творчестве писателя существовал прообраз «обломовщины». В 1838 году вышла повесть Гончаров «Лихая болесть». В ней описывается странная эпидемия, главным признаком которой стала «хандра». При этом люди с этим недугом строили воздушные замки и тешили себя пустыми мечтами. Аналогичные симптомы присутствовали и у главного персонажа романа Обломова.
Тем не менее, история создания данного произведения началась лишь в 1849 году. Именно тогда Гончаров издал одну из основных глав, которая называлась «Сон Обломова». Этот фрагмент имел подзаголовок «Эпизод из неоконченного романа».
Во время работы над произведением Гончаров находился на своей родине – в городе Симбирске. Именно там писатель увидел много примеров «обломовского сна». Источником его вдохновения стал патриархальный быт, который сохранил отпечаток старины. Вначале литератор описал увиденное в отрывке, а затем – включил его в свой роман. В тот же период писатель уже кратко обозначил план будущей работы и написал черновик первой части.
В 1850 году появился чистовой вариант первой части. После чего Гончаров приступил к работе над продолжением романа. Стоит отметить, что литератор мало писал, но много думал над романом. В октябре 1852 года он и вовсе на 5 лет прервал работу. Именно тогда Гончаров на посту секретаря адмирала Путятина отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада».
Возобновить работу над романом ему удалось лишь в июне 1857 года в Мариенбарде. При этом писатель закончил его буквально за 7 недель. Впоследствии Гончаров неоднократно говорил, что за время его поездки роман полностью сформировался в воображении. Потому его требовалось только переместить на бумагу.
Осенью 1858 года писатель полностью завершил работу. При этом он привнес в роман много сцен, а некоторые главы – и вовсе переработал. В 1859 году роман появился в журнале «Отечественные записки». Его опубликовали в четырех номерах издания.
Как он создавался
Создание романа было непростым. С момента появления замысла до публикации готовой работы прошло 12 лет. Причиной столь длительного процесса написания было кругосветное путешествие, в которое отправился Гончаров на фрегате «Паллада». При этом писатель много размышлял над концепцией романа, что позволило ему довольно быстро перенести свои мысли на бумагу после завершения поездки.
Труд Гончарова показывает, как условия дворянского воспитания и быта помещиков приводят к появлению в человеке равнодушия, безволия и апатии. Писатель продемонстрировал непростой путь Обломова к пониманию своей несостоятельности и никчемности. Основной темой произведения считается судьба поколения, которое занимается поиском своего места в обществе, но никак не может отыскать верную дорогу.
Идейная направленность работы была определена самим писателем. Гончаров отмечал, что он стремился показать, из-за чего люди раньше времени превращаются в «кисель». Среди причин писатель выделял климат, дремотную жизнь, среду захолустья и личные обстоятельства каждого.
Помимо этого, Гончаров рассматривает в своей работе проблемы настоящей дружбы, любви, гуманизма. Он поднимает непростые вопросы женского равноправия, рассуждает об истинном счастье и высказывает осуждение по поводу романтизма дворян.
Первая часть романа содержит мало действий. В ней описывается, как Обломов лежит на диване, отказывая посетителям, которые зовут его в Петергоф. Тут автор рассказывает об эволюции главного героя. С детства ему внушались мысли об исключительности. Затем рассказывается его история обучения в пансионе и невозможность поступить на службу. Также автор упоминает мечты главного героя о путешествиях.
Писатель сетует, что в Обломове подавлены такие качества, как чистота, правдивость, кротость. Он не имеет склонности к самокритике и самоанализу, однако и не пытается развивать в себе эти качества. Это подтверждает так называемый мысленный план реформ в голове главного героя. Он служит доказательством инфантильности и архаичности его взглядов на жизнь.
Примечательно, что барин Обломов в большей степени зависит от крепостного Захара, чем тот от него. Главному герою противопоставляется Штольц, который стремился к личному преуспеванию путем труда. Обломов же все имел за счет положения и происхождения, а потому настойчиво требовал разъяснить ему смысл труда и показать стимулы для затрат энергии. Свой образ жизни главный герой считает непоколебимой нормой. Штольц же рассматривает в качестве нормы деловую жизнь Петербурга. Именно поэтому он зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров задается вопросом, что же победит в главном герое – активная деятельность или сонная «обломовщина»?
Вторая часть произведения описывает русско-немецкое воспитание Штольца, которое легло в основу его сильной и гармоничной личности. Несмотря на существенное отличие от главного героя, этот персонаж может понять его. Штольц предпринимает множество попыток оживить Обломова и возвратить его в активную жизнь. Однако главный герой страшится жизненных изменений.
В романе описывается состязание жизненных мотивов Обломова. С одной стороны, он хочет соединиться с Ольгой и начать осмысленную жизнь, а с другой, – отойти от Ольги и обрести покой. В результате победил второй вариант. Таким образом обломовщина стала сильнее любви. Это привело главного героя в дом вдовы Пшеницыной. Понемногу деятельная энергия Штольца разбилась о равнодушие и безволие главного героя.
Четвертая часть описывает так называемую выборгскую обломовщину. После женитьбы на Пшеницыной главный герой еще больше опускается, впадая в спячку. В конечном итоге это приводит и к физической смерти.
В образе главного героя Гончарову удалось точно совместить социальное обобщение и описание индивидуализированной личности. Образ Обломова стал одним из лучших в мировой литературе. К тому же со временем его имя сделали нарицательным. Описание главного героя сложно назвать беспристрастным. Гончаров относится к Обломову с явной симпатией, но при этом осуждает его, разоблачает и выносит приговор обломовщине как явлению.
Кто был прототипом
Весьма интересным является тот факт, что персонажи романа имеют реальных прототипов. Гончаров списывал их с настоящих людей.
Обломов
Примечательно, что образ главного героя Гончаров во многом писал с самого себя. Его характерными особенностями были медленная вдумчивость и сибаритство. Неудивительно, что близкие прозвали писателя «Принц де Лень». Также есть много общего в судьбе литератора и его персонажа. Оба являются выходцами из старого рода с патриархальными традициями, отличаются мечтательностью и неторопливостью, но при этом имеют острый ум.
Ольга
Прообраз главной женской героини Ольги писатель тоже позаимствовал из своей жизни. Причем этот персонаж имеет сразу два прототипа – Елизавету Толстую и Екатерину Майкову. Писатель был влюблен в Толстую, которая служила для него воплощением ума, красоты и сердечности.
В качестве прототипа замужней героини Ольги Штольц выступала Майкова, с которой Гончаров тесно и долго дружил. В образе этой женщины писатель почерпнул совершенно иные качества – стремление к непрерывному поиску и движению вперед. Постепенно семейная жизнь для нее становится тесной и тягостной.
Агафья
Еще одним важным женским образом произведения стала Агафья Пшеницына. Он был списан с воспоминаний писателя о матери – Авдотье Матвеевне. При этом трагедия брака между Обломовым и Агафьей стала воплощением жизненной драмы крестного писателя – Трегубова.
Штольц
В качестве основы описания этого героя выступала история семьи Карла-Фридриха Рудольфа – отца Елизаветы Гончаровой, которая была женой старшего брата писателя. Тем не менее, некоторые исследователи считают, что Штольц представляет собой воплощение одной из сторон самого Гончарова, который сочетал в себе юношеские устремления и практичность.
Роман «Обломов» имеет весьма интересную историю создания. Гончаров трудился над этим произведением больше 12 лет. В результате ему удалось создать по-настоящему уникальный труд, который не теряет актуальности и сегодня.
Сообщение
Комментарии (0)