Максим Горький написал свой рассказ «Старуха Изергиль» в 1894 году. Произведение с самого начала состояло из трех частей, в составе были легенды, которые Горький решил структурировать. Произведение и сегодня остается актуальным, считается одним из лучших рассказов, относящихся к классической литературе. Именно поэтому историей написания «Старухи Изергиль» до сих пор интересуются почитатели классики.
История написания
Известно, что к концу XIX, началу XX века молодой Максим Горький пришел в такое состояние, когда его увлекали идеи мировой философии. Писатель находился под большим впечатлением от концепций, высказанных Шопенгауэром и Ницше. Для удовлетворения своих творческих потребностей он воплощал эти идеи внутри собственных произведений, особенным образом используя основу и добавляя отдельное видение.
Кроме того, у Горького начали формироваться собственные жизненные наблюдения и философские убеждения. Писатель не просто восхищался идеями европейских мыслителей, а пытался видоизменить их применительно к своей реальности.
Идеи Ницше Горький понимал так, что основой системы является гордый человек. Внутри рассказа «Старуха Изергиль» писатель как бы дает художественный комментарий, но при этом адаптирует и приближает к реальности идеи сверхчеловека.
Впервые произведение появилось в Самарской газете в 1895 году. Скорее всего, оно написано предыдущей осенью, что подтверждает письмо Короленко, члена редакции «Русские ведомости».
Анализ произведения
Благодаря усвоению поэтической символики Ницше Горький создал один из самых романтичных пейзажей в истории классической литературы. Он населил этот пейзаж образами моря и бескрайней степи. Таким способом писатель настроил читателя на дальнейшее восприятие произведения.
Надо заметить, что, по традиции русской литературы, пейзаж был реалистическим, заполненным живыми деталями, элементами. Что особенно важно, Горький привел географическое уточнение.
Горький предложил собственную концепцию теории. Все три части рассказа «Старуха Изергиль» содержат описание животных. Это как бы первая ступень человеческого мира, что соотносится с концепцией Ницше. Кроме того, у Горького оба мира (животных и человека) противопоставлены друг другу. Человеческий мир, как у Горького, наполнен символическими смыслами. Животный выделен особо. Например, в каждом эпизоде «Старухи Изергиль» каждый персонаж сравнивается с каким-то животным.
Например, она рассказывает о первом возлюбленным рыбаке, который свистел как суслик. Другой, по мнению старухи, дрался как зверь, наложницы турецкого хана ругались как курицы, а богатый пан выглядел как свинья. Писатель не ставит акцентов на этом мотиве, но звериные сравнения вполне можно идентифицировать как отсылку к теории Ницше.
Жанр и направление
Композиция произведения стройна и закончена, в ней нет сомнений, несогласий, несоответствий. Специалисты отмечают особое сходство с триадой Ницше. Но, если Фридрих Ницше выстраивал эту систему таким образом, что от животного мира нить тянулась к человеку, а затем оканчивалась созданием сверхчеловека, то для Горьковского рассказа становится очевидной некая переработка этой идеи.
Композиция
Композиция самого произведения довольно необычна. Ясно, что само произведение принадлежит к особой категории, оно написано в стиле романтизм. Это направление представляет собой тип творчества, для которого характерно описание событий вне реальных связей человека с действительностью.
Сюжет рассказа
Композиция предполагает три последовательно идущие части, каждая из них полностью завершена. Если делать краткое описание сюжета, то первым героем становится Ларра, юноша, который не знает законов своего племени и вступает с ним в конфликт. Ларра сам хочет повелевать, учитывать собственные желания и волю. Он отказывается подчиняться. Именно поэтому Ларру осуждают на вечное одиночество. Как говорит сама старуха, это наказание подтверждено небесами.
Следующий рассказ посвящен жизни старухи Изергиль. По духу своему героиня оказывается эгоистичной, мало связанной с тем сообществом, где проживала до этого времени. Прослеживается заметное влечение к сильным героическим натурам старухи, она симпатизирует тем, кто борется за свободу, но при этом идеалом для нее является свободная любовь, которую она ставит превыше всего.
Старуха не понимает своего эгоизма, легко и свободно рассуждает о том, что происходило, не признавая ошибок. В рассказе ей хочется показать себя, как пример для подражания. Но характер такого примера достаточно противоречив. После услышанной легенды старуху можно обвинить в том же самом, в чем она обвиняла Ларру, то есть эгоизме и индивидуализме.
Последний образ – это Данко. Старуха рассказывает о нем, как о сильном и смелом человеке, но личности, стоящей вдали от соплеменников. Подобное описание сближает Данко с Ларрой, но судьбы этих героев различны.
Главные персонажи
По словам рассказчицы, но устами Горького, Данко жертвует собой ради людей, но ничего не просит взамен, а затем гордо умирает. Легенда старухи рассказывает о Данко, как о сильной, цельной личности, верной собственным интересам. Сразу становится ясно, что племя безоговорочно признало в Данко вожака.
Стоит заметить, что все образы романтических легенд значительны и ярки сами по себе, но для Горького эти образы становятся частью характеристики мироощущения реального человека. Горький как бы показывает, что внутри каждого живет жажда нового прекрасного.
У героев есть романтическое мироощущение, каждый рассматривает мир как реальность, состоящую из двух частей: низменной и возвышенной. Ларра остается символом эгоизма, а ему противопоставляется Данко, который является воплощением любви к людям.
Тема
Отдельно следует сказать о структуре произведения. В отечественном литературоведении принята концептуальная триада. Это композиционное построение текста с использованием трех частей:
- сначала жизнь вне людей и для себя, что характерно для легенды о Ларре;
- затем жизнь с людьми, но для себя (это история старухи Изергиль);
- жизнь с людьми для людей (это та самая притча о Данко, которая стала завершающим эпизодом триады).
Идея
Идея рассказа – это поиск смысла человеческой жизни. Горький считает, что смыслом жизни является самопожертвование, служение обществу. Проблем у этого произведения несколько: поиск смысла жизни, обозначение гордыни.
Поднимаемые проблемы
Основная проблема легенды – это выражение собственной гордости. Но здесь не все так однозначно. Будучи сама старухой гордой, Изергиль как бы обрекает себя на одиночество и осуждает себя за проявление гордыни.
Горький же принимает несколько другую позицию. Он так же считает гордость непомерным грехом, но при этом осуждает Ларру не за желание быть свободным и гордым, не таким, как все, а за эгоизм и индивидуализм.
Критика произведения
Это один из самых интересных рассказов. Но некоторые критики отмечают вычурность, жестикуляцию слов. Выдумку Горького назвали оскорбительной. Другие считали, что после «Старухи Изергиль» Горький подтверждает право считаться специалистом по героическому эпосу.
Сообщение
Комментарии (0)