Паровоз, который использовал в качестве энергоустановки паровую машину, длительное время занимал доминирующее положение среди локомотивов. Это транспортное средство сыграло важную роль в становлении железнодорожного сообщения. Только с середины двадцатого века на смену паровым локомотивами пришли тепловозы и электровозы. При этом создание первого паровоза в России интересует многих. Автором этого изобретения стали Черепановы.
Паровоз Черепановых
В 1834 году на Выйском заводе русский механик Мирон Черепанов при участии своего отца Ефима Алексеевича создал первый в России паровоз. В лексиконе людей того времени изначально не было такого слова. Потому локомотив получил название «сухопутный пароход». В настоящее время модель первого русского паровоза 1-1-0, который был сконструирован Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта.
В 1835 году были опубликованы сведения об этом паровозе в пятом номере «Горного журнала». Там была информация о некоторых недостатках конструкции. Прежде всего, печь, выбранная авторами, не давала достаточного количества жара. Как следствие, на нагревание котла тратилось очень много времени.
К тому же авторы занимались поисками механизма для того, чтобы паровоз мог передвигаться вперед и назад без поворотов. После первых опытов исследователям удалось усилить жар. Для этого им пришлось добавить в котел дополнительные медные трубки. Для обратного движения машины использовалось эксцентрическое колесо, которое запускало движение паровых золотников.
Масса первого паровоза в рабочем состоянии составляла 2,4 тонны. Экспериментальные поездки совершались с августа 1834 года. Сооружение второго транспортного средства завершилось в марте 1835 года. Оно имело увеличенные размеры котла до 6 футов. При этом диаметр этого элемента составлял 3 фута и 4 дюйма. Благодаря этому удалось увеличить мощность с 30 до 40 лошадиных сил.
Второй паровоз мог перемещать грузы весом 16,4 тонны. При этом скорость транспортного средства достигала 16 километров в час. Путь, на котором испытывались паровозы Черепановых, обладал шириной колеи 2 аршина и 5 вершков.
В 1836 году соорудили чугунную дорогу. Она проходила от Выйского завода до Медного рудника. Ее протяженность составляла 3 версты. Механикам при этом удалось разрешить целый ряд проблем. Они оснастили локомотив многотрубчатым котлом, устройством для распределения пара и реверсом хода. К тому же инженеры проложили более комфортную и экономичную колею.
Изобретатели первого паровоза Ефим Черепанов и его сын Мирон были крепостными крестьянами. Однако за конструирование и создание разных машин отец в 1833 году был награжден серебряной медалью и получил вольную. Его сын Мирон был освобожден спустя 3 года.
Где использовались первые паровозы
Паровоз, который изобрел Мирон Черепанов совместно со своим отцом Ефимом, в буквальном смысле перевернул отношение к перемещению пассажиров и грузов. Конструкция подразумевала использование мощных механизмов, а потому она давала возможность перемещать много грузов на далекие расстояния.
К тому же машина давала возможность сокращать время на транспортировку. Помимо этого, транспортное средство сделало перевозки более качественными и эффективными.
Их эволюция в России
Изобретатель паровоза отмечал ряд его недостатков. Потому за время своего существования эта конструкция претерпела много изменений.
Развитие железных дорог
Первые паровозы русских изобретателей Черепановых, которые обладали прекрасными техническими характеристиками, стали причиной активного развития железных дорог. После демонтажа испытательного пути начали активно проводить работы по сооружению железной дороги, которая проходила от Царского Села до Петербурга. Этот путь был официально открыт в 1837 году. После успешных испытаний произошло качественное изменение отношения общественности к грузовым перевозкам.
Создание железнодорожного сообщения в стране осуществлялось под руководством Франца Герснера. Австрийский инженер был хорошо знаком с основными особенностями железных дорог Германии и Бельгии. Причем он считал эти конструкции несовершенными.
Ширина колеи, которая была установлена в указанных странах, не давала возможности сооружать транспортные средства с максимально эффективными параметрами. Для железных путей, которые строились в России, была выбрана более широкая колея. Под ее параметры переделали составы, произведенные в Бельгии и Австрии.
Появление усиленных версий
С 1926 года в течение длительного периода времени на заводах создавались усовершенствованные и усиленные конструкции с маркировкой ЭУ, ЭМ, ЭР. Так, в 1931 году изобрели мощнейший грузовой паровоз типа 1-5-1 серии ФД. Через год было налажено их серийное производство. Это произошло на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
В первой половине 1932 года создали и построили мощный паровоз для перевозки пассажиров типа 1-4-2 серии ФДП. Спустя 2 года была создана машина типа 1-5-0 серии СО. Конструкции этой серии создавали на разных заводах до 1950 года. Они получили широкое распространение.
Применение паровозов в войне
В боевых действиях чаще всего использовались паровозы серии О. Их начали применять в качестве локомотивов, когда в 1918 году стали унифицировать бронепоездной парк Красной армии и создали единую конструкцию бронепоездов. Такие транспортные средства создавали меньшую нагрузку на рельсы. К тому же они обладали большим запасом по бронированию. К тому же такие конструкции имели меньшие размеры, а потому были не столь уязвимы.
Машины серии О представляли собой главные локомотивы бронепоездов и в период Второй Мировой войны. К тому же на большинстве железнодорожных путей укладывали более тяжелые рельсы. Это давало возможность использовать мощную броню толщиной 30-50 миллиметров и устанавливать вооружение.
Известные серии паровозов
В период с 1898 по 1917 годы в России было создано 16064 паровоза. В тот период транспортные средства были весьма разнотипными. Потому в 1912 году была введена буквенная система, которая использовалась для обозначения серий.
Старые товарные конструкции с тремя движущими осями получили обозначение Т, или трехосные. Сюда относились типы 1-3-0, 0-3-0, 0-3-1. Сооружения 0-4-0, которые были выпущены до паровозов так называемого нормального типа, назывались Ч, или четырехосные. Конструкции «нормального типа» получили обозначение О, или основные.
Используются ли паровозы сегодня
Со временем на смену паровозам пришли другие транспортные средства. Их постепенно стали вытеснять тепловозы. Тем не менее, в сентябре 2018 года в России был запущен регулярный паровозный маршрут между станциями «Бологое» и «Осташков». С 2017 года вывозная работа на паровозной тяге проводится и на Краснодарском узле. Время от времени такие транспортные средства применяются и в других депо.
Интересные факты
В истории существует много интересных конструкций:
- Самым надежным считается локомотив, который в 1912 году получил серию ОВ. Он отличался простотой ремонта и обслуживания.
- Самым массовым локомотивом стало транспортное средства класса Э. Такие машины могли работать на пассажирских и грузовых перевозках. В общей сложности выпустили 11 тысяч таких конструкций.
- Самой тяжелой стала модель П-38. Ее служебная масса достигала 383 тонн при длине 38 метров.
Создание паровоза в России внесло значимый вклад в развитие транспорта. Эту машину в течение многих лет активно применяли для перевозки пассажиров и грузов.
Сообщение
Комментарии (0)