Сложно представить себе жизнь современных людей без рекламы. Это важнейший маркетинговый инструмент, который способствует продвижению товаров и услуг. С его помощью удается выделять продукцию на фоне конкурентов. При этом с историей возникновения рекламы знакомы далеко не все. Это явление возникло еще в древние времена. Однако с течением времени оно все больше и больше совершенствовалось.
Возникновение в Древнем мире
Первая реклама появилась еще в древние времена. Этим инструментом пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне. Он имел письменное, словесное и изобразительное проявление. Даже в тот период предприниматели, которые занимались продажей рабов, стремились привлечь внимание потенциальной аудитории, захватив все их внимание.
Первая рекламная информация была начертана на египетском папирусе. Там присутствовали сведения о продаже рабов. Отдельные историки, которые занимаются изучением Древнего Египта, считают, что рекламные сообщения и вовсе могли быть нанесены на камни. Один из них обнаружили в первой древнеегипетской столице – городе Мемфисе.
Также рекламные тексты встречаются на стенах и плитах. Их нацарапывали или наносили краской. В Древней Греции и Риме информацию такого характера писали на особых дощечках, а затем и на пергаменте. Довольно часто читали рекламные объявления при массовом скоплении народа. Это обычно делали на рыночных площадях. Однако стремительное и обширное распространение рекламы стало возможным только после появления печатного станка.
Развитие в Западной Европе
Появление в 1450 году первого печатного станка стало началом нового этапа развития рекламы. Благодаря этой инновации на любые публикации не требовалось больше тратить много сил и времени. С помощью печатного станка появилась возможность издавать книги в больших количествах.
Появление первой печатной рекламы датируется 1472 годом. Тогда в Лондоне на одной из церквей разместили объявление о продаже молитвенников. При этом многие историки уверены, что создателем печатной рекламы в Европе стал Теофраст Ренодо – французский врач. В 1630 году он открыл справочную службу, которая размещала объявления рекламного характера в одной из газет.
В скором времени начали появляться рекламные объявления от людей, которые занимались оптовой продажей чая, кофе, муки, хлеба и многих других товаров. Постепенно простые объявления перестали работать. Тогда продавцы начали использовать басни, поговорки, пословицы для продажи своих товаров.
Рекламные кампании в США
Развитие рекламной деятельности в США имело следующие предпосылки:
- промышленный переворот – стал причиной наращивания объемов выпуска товаров;
- наличие разветвленной сети дорог – это позволило доставлять продукцию в наиболее отдаленные районы;
- введение обязательного начального образования – это привело к увеличению спроса на газеты и журналы.
В течение семнадцатого-восемнадцатого веков реклама в США развивалась на базе традиций, которые сложились в главных европейских государствах мира. Однако постепенно произошло их разрушение.
Периодические издания в США появилась в 1704 году. С того же момента в ней начали публиковать рекламу. Примерно 50 лет она размещалась достаточно плотным текстом. Это делалось ради экономии бумаги.
При этом создателем рекламы считается Бенджамин Франклин. В 1729 году он основал «Газетт». Это издание сумело добиться самого крупного тиража и большого количества рекламных объявлений. Франклин сделал рекламу более читабельной. Для этого он предложил использовать крупные заголовки и пустые поля. Также ему приписывают авторство идеи оформления рекламы иллюстрациями.
В американских журналах реклама стала появляться в 1844 году. В середине девятнадцатого века в США завершилась промышленная революция. Это привело к появлению массового производства, что требовало увеличения рынка потребления. С помощью журналов удалось добиться организации общенациональной рекламы и улучшить сбыт продукции по всей стране.
Первое рекламное агентство в США открыли в 1841 году. Принцип его работы заключался в перепродаже рекламного места в газетах. Тексты рекламодатели создавали самостоятельно. В 1890 году в Филадельфии организовали агентство «Айер и сын». Оно действовало по принципу современных фирм. В их компетенцию входило планирование, организацию и проведение комплексных кампаний по рекламе.
К концу девятнадцатого века США стали признанным общемировым лидером в рекламной сфере. Это было связано с интенсивностью рекламных потоков в СМИ, креативностью при проведении кампаний, использованием новых упаковок, предложением различных вариантов подачи текстов.
Как появилась реклама в России
Временем появления рекламы в России считается десятый-одиннадцатый века. Именно тогда русские торговцы пытались разными способами продвигать свою продукцию. Как правило, для этого использовали специальных людей – зазывал. Они привлекали потенциальных покупателей громкими речами и описывали достоинства продукта и его продавца. Помимо этого, на Руси существовала потешная реклама. Ее исполнением занимались коробейники.
Важный вклад в начальный этап развития рекламы внесли лубки, которые представляли собой народные картины. Они появились в первой половине семнадцатого века и вначале представляли собой веселые рекламные листовки. Впоследствии лубки стали выглядеть серьезнее и включали много содержательной информации.
В девятнадцатом веке стала появляться печатная реклама. Также информацию о товарах начали располагать на особых круглых тумбах. Их ставили в людных местах больших населенных пунктов. Чуть позже появились и первые так называемые промоутеры. Их функции выполняли обычные мальчики, которые раздавали около магазинов листовки. В них присутствовало приглашение посетить лавку и что-нибудь в ней приобрести.
Первые журналы с рекламной информацией появились в Петербурге. Такие объявления печатали в изданиях «Торговля» и «Деловой бизнесмен». Чуть позже аналогичные журналы стали появляться и в других городах.
В период с конца девятнадцатого до начала двадцатого века начали появляться первые рекламные фирмы. Их деятельность началась с массового рекламирования патентованных лекарственных препаратов. Это было актуально в период Первой мировой войны.
После того как в 1917 году к власти пришли большевики, задачи рекламы изменились. Она стала монополией государства, а потому бизнесмены больше не могли пользоваться этим инструментом. После завершения гражданской войны создали первые рекламные агентства. Они называли «Реклам Транс» и «Связь». Объявления стали размещать в городском транспорте и в местах большого скопления людей.
Настоящего расцвета реклама достигла во времена НЭПа. Важную роль в этом сыграл Владимир Маяковский. Он писал рекламные стихи, которые привлекали людей. В шестидесятые-семидесятые годы стали создаваться такие рекламные предприятия, как «Росторгреклама», «Главкоопторгреклама», «Союзторгреклама». Тогда же появились рекламные издания, создавать фильмы и телепередачи.
После распада СССР в этой сфере произошли значительные изменения. Старые агентства прекратили существование и на их месте появились новые. Рыночная экономика отразилась на формах и сути рекламы. Она стала важнейшим звеном, которое связывало потребление и производственный процесс.
Современная реклама и ее развитие
После того как человек создал рекламу, она претерпела очень много изменений. Современные тренды в этой сфере затрагивают следующие моменты:
- Коммуникация с потребителями строится по новым принципам. Теперь рекламодателям требуется не просто описать товар, а по-настоящему заинтересовать клиента. Этого удается добиться при помощи создания общего игрового и творческого пространства.
- Для донесения до аудитории информации стали применяться необычные медианосители. Для этого рекламу наносят на одежду, проезжую часть, здания.
- Постепенно создатели рекламы отходят от принципов стандартизации. Они делают свои предложения оригинальными и уникальными. Сегодня в тренде реклама со сложной концепцией. Только в этом случае ее заметят и запомнят. К тому же современные потребители не воспринимают глупую или простую рекламу. Потому важно, чтобы она отличалась сложной идейной композицией.
- Рекламные агентства и компании часто объединяются в международные холдинги. Стремление к интернациональности и международной активности все сильнее затрагивает рекламные кампании. Информация, представленная в них, должна быть одинаково актуальной и в Америке, и в Европе.
- Рекламируемые бренды должны быть социально значимыми. Современный мир становится более автоматизированным. Потому на передний план выходит актуальность живого общения между людьми и отношений между ними. Потому рекламные кампании часто концентрируются на проблемах социума.
- Большое значение имеет прямое обращение к каждому клиенту. Бренд должен не просто продвигать свой продукт, но и заставлять людей меняться. Использование социально значимых идей становится одним из главных аспектов современных рекламных кампаний.
- Актуальным трендом считается использование интерактивной рекламы. Развитие инноваций и расширение влияния Интернета на обычную жизнь каждого человека отражается и на способах продвижения товаров. Применение инновационных методов подачи материала помогает привлечь больше внимания к товару.
- Обязательной составляющей рекламных кампаний считается проведение соответствующих исследований. Выполнение медийного и маркетингового анализа рынка помогает создать эффективный проект и при этом избежать ошибок конкурентов.
Мифы и факты о рекламе
За время своего развития реклама обросла множеством интересных фактов:
- Каждый год все компании мира тратят на рекламу больше 500 миллиардов долларов.
- К 65-летнему возрасту человек успевает в среднем увидеть 2 миллиона рекламных роликов.
- Первый стандартный рекламный щит появился в США в 1900 году. Тогда же начали устанавливать билборды вдоль дорог и улиц.
- Чтобы лед не таял во время съемок роликов, его изготавливают из акрила.
- Чтобы в напитках были пузырьки, туда добавляют моющие средства. Также обязательно используют воду, чтобы жидкость лучше пропускала свет.
- В рекламе любых наручных часов со стрелками их устанавливают на 10 часов 10 минут. Этот прием имитирует улыбку и помогает избежать ощущения подавленности у людей, которые смотрят ролик.
- Первое платное рекламное объявление в США появилось в 1704 году. Оно было напечатано в газете Boston News Letter.
- При создании рекламы часто применяют технику «условия эффективности». Для этого продукт, который рекламируется, сочетают с объектами, вызывающими у людей положительные эмоции. К примеру, стиральные порошки часто дополняют образами цветов, солнечным светом, детьми.
- Для мотивирования людей купить товар используют отсылку к психологическим потребностям человека. Для этого часто применяют страх, инстинкт самосохранения, чувство собственного достоинства, жажду власти, подражание.
- В рекламе для детей участвуют актеры постарше целевой аудитории. К примеру, игрушки для детей 8 лет рекламируют актеры 11-12 лет. Они выступают как образцы для подражания для детей более младшего возраста.
- Лучший способ заставить скептика приобрести товар – это отказаться от конкретных фактов в рекламе и сделать акцент на эмоциональной стороне. При этом людей, не склонных к скептицизму, в большей степени убедят факты.
- Самой массовой категорией рекламодателей считаются производители пищевых продуктов.
Самые известные рекламные ролики и ходы
За время существования рекламы появилось много интересных роликов и приемов. К наиболее известным брендам, которые проводили известные и запоминающиеся кампании, относятся следующие:
- LEGO – всегда считался первоклассным брендом. Однако в девяностых годах он попытался трансформироваться и создал новые линии для специальных кирпичиков. К сожалению, этот ход не получил популярности у детей. Как следствие, в начале 2000 годов компания стала терять сотни миллионов долларов. Тогда бренд решил возвратиться к основам и продвигать оригинальную линейку кирпичиков LEGO. В настоящее время бренд имеет свой максимальный охват.
- VW Beetle – в семидесятых годах прошлого века Volkswagen Beetle весьма успешно продавался. Однако его востребованность была не слишком продолжительной. Только через несколько лет Beetle покинул рынок и оставался неизвестным несколько десятилетий. После возвращения актуальности стиля ретро Volkswagen решил усовершенствовать модель для новой аудитории. Объединение шарма старой модели и новых характеристик смогло увеличить продажи компании.
- Starbucks – этот бренд не всегда мог похвастаться прочными позициями на рынке. Эту компанию организовали в 1971 году в Сиэтле. На тот момент она представляла собой местную фирму, которая занималась продаже зернового кофе. В течение многих лет бренд имел весьма скромные продажи и невысокие охваты. Однако проведение удачной кампании по ребрендингу и продаже франшиз сделало бренд мегапопулярным.
- Apple – историю этой фирмы можно назвать лучшим возвращением бренда. Несмотря на успех в период с конца семидесятых до начала восьмидесятых, с уходом Стива Джобса компания стала постепенно терять популярность. Ситуация кардинально изменилась в 1997 году, когда Джобс вернулся и запустил масштабный ребрендинг компании. Благодаря этому Apple удалось занять лидирующие позиции на рынке.
- Red Bull – при выведении продукта на рынок его основными конкурентами считались Coca-Cola и Pepsi. Они обладали похожей концепцией – стимулировали и тонизировали. Тогда Дитрих Матешиц решил искусственно завысить цену вдвое и уменьшить объем тары. К тому же банки стали размещать в магазинах не в отделах с напитками, а в любых других.
- Такси Mike – вместо выпуска брошюр о себе компания стала печатать настоящие гиды по кафе, барам и прочим заведениям города. Там присутствовали развлекательные места, в которые Mike поможет добраться.
Реклама считается важнейшим маркетинговым инструментом, без использования которого заниматься бизнесом в современном мире невозможно. Он появился еще в древние времена и за время существования претерпел значительные изменения. С каждым годом рекламные компании становятся технологичными, креативными и запоминающимися. Это помогает эффективнее продвигать продукцию.
Сообщение
Комментарии (0)