Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

Когда был придуман балет Чайковского Лебединое озеро – история создания

Шедевры мировой культуры спустя столетия впечатляют зрителей, делают бессмертными имена авторов и вдохновляют артистов. К таким шедеврам относится балет на музыку П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Развитие театрального искусства превратило его в танцевальное шоу с аллюзиями на проблемы современного общества. Но в XIX веке, когда был создан балет «Лебединое озеро», в сюжете и хореографии главенствовали любовь, магия и эстетика.

Описание балета

Танцевальная история повествует о принце Зигфриде и заколдованной принцессе Одетте. Девушка обречена жить в облике лебедя. Чары разрушит только клятва в любви. Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Более 140 лет постановка не сходит со сцен театров по всему миру.

Балет «Лебединое озеро» впервые показали в 1877 году на сцене Большого театра в Москве. Его хореография имела множество недочетов. Балет был подобен неограненному бриллианту и попал в руки к мастеру лишь через двадцать лет.

В 1895 году за танцевальную постановку взялись Мариус Петипа и Лев Иванов. Из нее исчезла лишняя бутафория вроде птичьих крыльев, появился знаменитый танец маленьких лебедей и глубокий психологизм персонажей.

Премьера с успехом прошла в Петербурге. Декорации, музыка и хореография соединились в единую композицию. Петербургская версия балета была признана во всем мире и ознаменовала гениальный прорыв в искусстве XX века. Партии главных героев в разные годы исполняли лучшие балетные танцовщики:

 

Период Зигфрид Одетта /Одиллия Театр
1920-1969 год Михаил Габович

Николай Фадеечев

Марина Семенова

Наталья Бессмертнова

Большой
1933-1945 Константин Сергеев Галина Уланова/Ольга Иордан

Наталья Дудинская

Мариинский
1935-1970 Юрий Жданов

Владимир Преображенский

Софья Головкина Музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского

Марис Лиепа с ранней юности мечтал о роли Зигфрида. Партия Одетты прославила Анну Павлову и в течение тридцати лет была закреплена за Майей Плисецкой. Лучшей исполнительницей роли принцессы-лебедя также называли итальянскую балерину Пьерину Леньяни.

Сюжет

Балет «Лебединое озеро» состоит из двух актов. Каждый акт разделяется на два действия. В ранних либретто был прописан пролог, повествующий о встрече колдуна Ротбарта и принцессы Одетты. Принцесса отказалась выйти замуж за Ротбарта. Мстительный колдун превратил девушку в лебедя.

Развитие сюжета по действиям:

  • первое — в замке проходит праздник по случаю совершеннолетия принца Зигфрида. Юношу посвятили в рыцари и он должен выбрать невесту, но ни одна знатная девушка не приглянулась принцу. Зигфрид размечтался о настоящей любви и не заметил, как ушел от замка и оказался на берегу озера;
  • второе — принц наблюдает за лебедями. Самый красивый из них — заколдованная принцесса Одетта. Зигфрид узнал ее историю и готов признаться в любви. Клятва его верности разрушит чары;
  • третье — в замке снова бал. Принц вновь не выбрал себе невесту, ведь его сердце принадлежит Одетте. Среди гостей появился колдун Ротбарт. Он обернулся рыцарем и прибыл с дочерью Одиллией. Зигфрид удивлен ее сходством с Одеттой. Принц поддался очарованию Одиллии и сделал ей предложение, но потом понял, что его обманули. Зигфрид торопится к озеру, ведь из-за нарушенной им клятвы Одетта погибнет;
  • четвертое — принц нашел Одетту на берегу. Девушка-лебедь простила вероломного возлюбленного, но прощение не снимет проклятия. Над озером поднялась буря. С первыми проблесками зари волны улеглись, оставив Зигфрида наедине с восходящим солнцем.

После создания либретто «Лебединого озера» несколько раз менялось. В некоторых версиях балет заканчивается счастливо, Одетта не погибает, а избавляется от облика лебедя. В постановке 1953 года Владимира Бурмейстера был пролог о том, как Ротбард явился из скалы и заколдовал принцессу, а в финале Зигфрид ее расколдовал.

За противостояние любви и смерти, реальности и мечты «Лебединое озеро» заслуженно получило звание последнего романтического произведения европейской культуры.

История создания

Прототипом большого произведения был детский балет, который Петр Ильич написал в 1871 году. Премьера спектакля «Озеро лебедей» состоялась в его поместье Каменка. В 1875 году композитор вернулся к лебединой теме, когда ему поступил заказ на балет для императорского театра. Работа заняла год, ведь в то же время Чайковский писал Третью симфонию.

Авторами либретто были В. Бегичев и В. Гельцер. За основу истории о заколдованной девушке, превращающейся в птицу, они взяли немецкую легенду и другие сказки с похожим сюжетом, в которых любовь побеждает колдовство. Прообразом принца Зигфрида был король Баварии Людвиг II. В декорациях угадывался монарший замок Нойшвайнштайн.

Петр Ильич Чайковский работал над музыкой под впечатлением от произведений немецкого коллеги Рихарда Вагнера, с которым познакомился десять лет назад во время путешествия по Баварии. Есть версия, что дивные мелодии родились в его голове под впечатлением от созерцания природы в Черкасской области, где он проводил отпуск. Композитор использовал музыку собственноручно уничтоженной ранее оперы «Ундина».

В балете «Лебединое озеро» Петр Ильич совершил революцию, превратив музыку из второстепенного звукового сопровождения в завершенные и связные композиции, передающие характер сцен и персонажей. Отдельные балетные партии и музыкальные темы с позапрошлого до современного века считаются классикой. Но премьера не произвела большого впечатления на публику.

Постановка в 1877 году

Хореографом-постановщиком балета «Лебединое озеро» был Венцель Рейзингер. Критики отмечали бедность танцевальной лексики на фоне величия музыки Чайковского. Герман Ларош написал в своем отзыве, что «Лебединое озеро» — одно из прекраснейших на слух произведений, но хореография — скучнейшая из всех постановок, которые показывали в России.

Похвалу заслужили декорации горного пейзажа Карла Вальца, изготовленные для второго и четвертого акта. Вальц также ставил освещение и создал технологию рассеивания пара на сцене, благодаря которой над озером витал настоящий туман.

Финальную сцену с грозой художник разрабатывал вместе с Чайковским. Композитор хотел видеть настоящий шторм, с поломанными ветками, утопающими в бушующих волнах озера. Вальц дополнил финал рассветом после бури с пробивающимися солнечными лучами между деревьями.

Музыка, декорации и световое сопровождение не спасли постановку. Балет продержался на сцене Большого театра только восемь сезонов. Во время репетиций произошел скандал. Прима Анна Собещанская отказалась танцевать партию Одетты из-за того, что в третьем акте у нее нет соло. Балерина упрямилась и разругалась с Чайковским, но в итоге композитор все-таки добавил соло.

Версия 1969 года

Советский балетмейстер Юрий Григорович изучил опыт коллег и совместил лучшее в своей постановке. Ранее в спектаклях никого не смущала гибель Ромео и Джульетты или Спартака. Григорович хотел сделать трагический финал, но уступил желанию партийного руководства видеть счастливый конец. После генеральной репетиции хореограф переделал концепцию полностью, лишив балет драмы безысходности.

Неразрешимая коллизия сюжета «Лебединого озера» противоречила привычному устою, когда добро побеждает зло. Ведь Одетта выступает в роли двойной жертвы — коварства Ротбарта и предательства Зигфрида.

Печальная судьба главных героев расстраивала постановщиков еще в конце XIX века. После оптимистичной переработки Петипа и Иванова к трагизму возвращался лишь Александр Горский в 1901 году. Но в 1937 году Асаф Мессерер вновь «спас» героев. По его мнению, в предыдущей версии звучал проповеднический мотив «непротивления злу».

Григорович стал первым постановщиком за тридцать лет, который собрался повергнуть лебедей в печаль и скорбь. Он нацелился на западную публику. Большой театр готовился к гастролям в Лондоне. Григорович придумал новый ход — превратил Ротбарта в искусителя, темную сторону Зигфрида, от которой принц мог избавиться, лишь пожертвовав Одеттой.

1984 год, Париж

Легендарный балет не оставил равнодушным танцевального гения Рудольфа Нуреева. В Париже он мог творить без оглядки на идеологию и представил собственное видение истории.

В классической версии «Лебединого озера» на первом плане была трагедия принцессы и лебединые танцы. Нуреев включил в хореографию больше мужских партий и представил Зигфрида героем в стиле Чайльд Гарольда. Танцовщик увидел в сюжете балета волнующую его тему освобождения из замкнутого пространства и перехода в иной, неведомый и сказочный мир.

Зигфрид бежит в иллюзии от удушливого высшего общества и от необходимости искать невесту. Призрачное озеро кажется ему местом, где обитает идеальная любовь. Не Одетта, а Зигфрид стал главным заложником обстоятельств и жертвой разочарования. Принц и погибает в страшной буре, спровоцированной колдуном Ротбартом.

После «Лебединого озера» Нуреева появились новые авторские прочтения балета с элементами разных танцевальных стилей. Например, американский хореограф Джон Ноймайер в постмодернистской постановке сделал главным героем короля Баварии Людвига II.

Черно-белый балет, 1987 год

Шведский балетмейстер Матс Эк превратил «Лебединое озеро» в психологический триллер с мрачной скандинавской атмосферой. На озере царит мистическая феерия. Злая колдунья притворяется девушкой, а вокруг нее кружатся лысые танцовщицы-лебеди.

Постановка напоминала пародию на классический балет. Матс Эк вдохновлялся не немецкими легендами о прекрасной принцессе, а пьесой «Гамлет» У. Шекспира и сказкой Г.-Х. Андерсена о гадком утенке. Зигфрид стал принцем Датским. Вместо колдуна Ротбарта козни строила мать принца, а когда ее обман раскрылся, отправила сына в ссылку.

На сцене разворачивались яркие картины из путешествий Зигфрида по России, Израилю и Испании. Дома принца ждал неприветливый прием стаи лысых лебедиц, но он разглядел в одной из них прекрасную Одетту. Мать будто смирилась с выбором сына и даже несла шлейф за невестой. Но Зигфрида вновь обманули. В финале Одетта превратилась в черного лебедя Одиллию.

В балете Матса Эка не было привычных пачек, грациозных фуэте и живописных декораций. Артисты танцевали в фирменном стиле хореографа, передавая суть постановки грубыми ломаными движениями. Костюмы отражали характер героев. Мать принца выделялась кричащим красным платьем, а сам Зигфрид был одет в пижонскую кожаную куртку.

Британская версия, 1995

Уникальное шоу по мотивам либретто «Лебединого озера» поставил англичанин Мэтью Борн. Постановки хореографа отличаются фантазией и новизной. В его прочтении история принца Зигфрида тоже не классический балет, а драматический спектакль, который по задумке автора поймет даже не сведущий в танцах зритель.

В сюжете «Лебединого озера» Мэтью Борн увидел актуальную в середине 90-х параллель с королевской семьей. Главный герой должен жениться по настоянию семьи, совсем как принц Чарльз женился на леди Диане Спенсер. В 1995 году выяснились подробности о давней подруге принца Камилле Паркер Боулз. После гибели принцессы Дианы аллюзии стали еще ярче.

Действие на сцене происходило в типичном королевско-британском антураже. Девушки-балерины показались Борну слишком хрупкими и нежными для грандиозной музыки П. Чайковского. В его постановке лебеди были мужчинами с обнаженными торсами и в бахромчатых коротких брюках-бэгги.

Принцессу Одетту тоже заменил мужской персонаж Лебедь. Эта роль прославила танцовщика Адама Купера. Мэтью Борн заслужил признание как постановщик и провокатор. При этом автор пояснял, что главная тема спектакля — потребность человека быть любимым.

Версия 2002 года

Еще один хореограф, который увидел в «Лебедином озере» отражение истории принца Чарльза и леди Дианы — австралиец Грэм Мерфи. Он перенес действие в антураж 1910 года.

По сюжету Одетта собирается замуж за Зигфрида. Принц ей изменяет с баронессой фон Ротбарт, в которой объединились персонажи колдуна и Одиллии. Баронесса отправляет Одетту в сумасшедший дом. Лебеди являются принцессе в галлюцинациях.

Спектакль Грэма Мерфи соединил черты балета и бродвейской постановки. Современные движения перемешались с классическими па, бальные платья заменили пачки. Также в постановке Мерфи изменился порядок музыкальных номеров.

Автор сценографии Кристиан Фредерикссон создал потрясающую декорацию озера в виде блестящего наклонного диска. Во втором действии он сиял, как водная гладь под луной. В четвертом действии покрытый черной тканью диск изображал темную бездну, которая поглотила Одетту.

Грэму Мерфи удалось создать отдельный и по-своему замечательный спектакль, который публика приняла с восторгом. Знаменитый балетмейстер Джордж Баланчин однажды сказал, что всякий балет нужно выпускать под названием «Лебединое озеро» и тогда успех гарантирован.

2014 год, Норвежский балет

После разнообразных и неожиданных версий наступила очередь «Лебединого озера» с фантастическими спецэффектами. Хореограф Александр Экман заставил артистов мокнуть в настоящем озере. Изначально у автора появилась идея налить много воды на сцену, а потом он подбирал балет, в котором мог бы воплотить замысел. В постановке «Лебединое озеро» Экман использовал 5 тысяч литров воды.

Особенность различных шоу Александра Экмана заключается в представлении классической хореографии с иного, немного комичного ракурса и перемежения танцевальных номеров с диалогами. Хореограф добавляет иронии ситуациям, в которые попадают герои.

В норвежском спектакле «Лебединое озеро» звучат фрагменты музыки П. Чайковского в джазовой обработке. В первом акте рассказывается история о том, как ставили балет в 1877 году. Действие второго акта полностью происходит в воде. Как пояснял сам Экман, его «Лебединое озеро» не имеет ничего общего с классическим русским балетом.

Сообщение Когда был придуман балет Чайковского Лебединое озеро – история создания появились сначала на Исторический документ.


Источник: Когда был придуман балет Чайковского Лебединое озеро – история создания
Автор:
Теги: литература

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства