Вальс существует чуть более двухсот лет, что делает его довольно молодым и жизнерадостным танцем. Его энергия ощутима в каждом шаге танцоров, а романтичность неоспорима. Поэтому не удивительно, что его предпочитают для свадебных танцев, учитывая интересную историю возникновения вальса и этапы его создания. Вальс – это признанное произведение искусства, основа для партнерских танцев и одно из самых модных занятий на земле.
Что это за танец
Источник названия «вальс» происходит от его немецкого корневого значения, которое переводится как кружащееся и вращающееся движение. Основное действие подразумевает непрерывное, плавное кружение при одновременном движении по залу. Чтобы помочь новичкам, их обычно просят представить себе воображаемый квадрат, по которому они должны перемещаться во время танца. Но это не единственное отличие танца.
Вальс хорошо известен своим быстрым и устойчивым ритмом: «Раз, два, три. Раз, два, три», который создается трехдольным музыкальным размером. Пары танцуют, не прикасаясь телами друг к другу, гляда в глаза партнеру. Мужчина кладет одну руку на талию женщины, в то время как она кладет свою на его плечо, и они держатся за руки, чтобы завершить фигуру. Этот вид танца требует легкости, грациозности и ловкости в каждом движении.
Вальс – это вид танца, который обычно танцуют мужчина и женщина на светских мероприятиях, таких как балы и соревнования. Он является важной частью европейской программы спортивных и бальных танцев, особенно это касается стилей медленного и венского вальса.
В какой одежде его танцуют
Посещение бала Венской оперы – отличный способ познакомиться с классическим дресс-кодом для вальса. Он оживляет атмосферу старых времен, тщательно созданную теми, кто любит этот танец.
Для мужчин обязательным является ношение черных фраков, белой рубашки и галстука-бабочки. Единственная приемлемая обувь – оксфорды или лоферы с заостренными носками. В качестве дополнений допускаются золотые запонки, белые носовые платки, карманные часы на цепочках и белые перчатки. В былые времена женщина могла отказаться танцевать с мужчиной, если на нем не было перчаток.
Женщинам обязательно нужно надевать наряд длиной в пол с пышной накрахмаленной юбкой, чтобы было удобно передвигаться по залу. Предпочтительно, чтобы плечи были обнажены, а для завершения образа желательно иметь глубокое декольте. Цвета должны быть разнообразными, за исключением белого, который допускается только в том случае, если девушка впервые на балу. Для завершения ансамбля следует надеть туфли на высоком каблуке, сверкающие украшения, перчатки и взять миниатюрную сумочку. Волосы следует уложить и оставить обнаженной шею.
Основные виды
Со времени своего создания вальс претерпевал множество изменений, вследствие чего от него произошло несколько самых популярных видов этого воздушного танца.
Венский вальс
Бургтеатр в Вене, известный как один из самых уважаемых театров Австрии, открыл «Редкую вещь» (оперу) 17 ноября 1786 года. Ожидания были высоки для этой новой постановки, поскольку театр испытывал трудности. Спектакль привел зрителей в восторг, и особенно выделялось завершение второго акта, где дамы танцевали под пьесу под названием «Вальс». Это положило начало венскому виду, который распространил свой шарм по всем уголкам земного шара.
Тела танцоров легки и расслаблены, нет ни намека на лишние движения, что добавляет танцу грациозности. Создается впечатление, что партнеры скользят по полу, минимально прикасаясь к нему. Когда они двигаются по залу, их элегантность завораживает тех, кто за ними наблюдает. Каждый год в Вене люди по-прежнему наслаждаются вальсом как способом вспомнить свои традиции.
Императорский бал официально начинает танцевальный сезон, где гости надевают изысканную одежду и кружатся по залу, соблюдая этикет, начиная с аксессуаров и заканчивая тем, как они приглашают кого-то на танец. Есть и другие места, где действуют более мягкие правила, когда дело доходит до танца вальс.
Вальс-бостон
В 1834 году большая группа важных людей собралась в доме миссис Отис в Бостоне, чтобы познакомиться с новым видом танца – вальсом. Этот венский стиль привез в Америку Лоренцо Папанти, местный преподаватель танцев, но он немного изменил его и сделал медленнее оригинала.
Американская публика поначалу негативно относилась к европейским традициям, при этом люди более высокого социального положения считали такой танец неподобающим занятием. Однако к середине девятнадцатого века он был принят и даже стал называться вальс-бостон.
Эту технику также называли английским вальсом. Правда заключается в том, что американская версия танца предпринимала неоднократные попытки добиться признания со стороны тех в Европе, на кого она не произвела благоприятного впечатления. Только в начале 1900-х годов вальс-бостон был принят с распростертыми объятиями людьми, живущими в Европе. Особого признания он добился в Лондоне, где существовало множество вариаций этого медленного танца. Каждый человек, увлеченный танцами, пытался придумать свою собственную вариацию, которая должна была быть одновременно пленительной и изящной.
Вальс-бостон демонстрирует утонченность и грацию при движениях. Пары двигаются в медленном темпе, делая продолжительные скользящие шаги, что отличает его от других видов.
Фигурный вальс
В середине 1900-х годов СССР переживал бурный промышленный прогресс, восстанавливаясь после разрушительной войны. Правительство признало, что граждане также должны иметь доступ к культуре, поэтому Верховный Совет учредил программу бальных танцев, в которой фигурировал вальс.
Фигурный вальс – это облегченная версия венского, не предполагающая сложных движений. Он повторяет схему круга, при этом один из партнеров встает на одно колено, одновременно кружа свою партнершу вокруг себя. Этот вид танца стал популярен на свадьбах благодаря своей простоте и романтическим движениям.
Наиболее известные вальсы
Самые талантливые композиторы мира считали за честь придумать музыку для этого танца. Среди наиболее известных:
- В 1882 году Иоганн Штраус написал «Весенние голоса», но только через год меломаны смогли услышать его впервые. Произведение прозвучало на благотворительном спектакле в венском театре «Ан дер Вин».
- В начале своей карьеры Фридерик Шопен сочинил мелодию «Вальса №10», будто сотканную из своих сокровенных эмоций. Он был слишком застенчив, чтобы подойти к Констанции Гладковской, и музыка стала выходом для переполнявших его чувств.
- «Вальс цветов» Чайковского, звучащий в балете «Щелкунчик», известен как его самое знаменитое произведение. Даже те, кто не знает его оригинального контекста, могут знать эту сентиментальную, нежную мелодию – она использовалась в советской мультипликационной адаптации «Щелкунчика».
- «Свадебный вальс» Дога был написан за невероятно короткий промежуток времени – за одну летнюю ночь – но при этом он был невероятно красив, передавая одновременно романтику и трагедию главной героини фильма. Этот шедевр до сих пор известен как один из самых известных вальсов из фильмов, написанных советскими композиторами, и часто выбирается в качестве первого танца пар на свадьбах.
- «Школьный вальс» Исаака Осиповича Дунаевского был композицией, которая символизировала завершение занятий для советских школьников. В 1950 году песня была создана под впечатлением от письма выпускницы одной из воронежских школ. Автор письма и ее сверстники были неспособны написать мелодию, содержащую слова, выражающие благодарность их педагогу, однако И.О. Дунаевский в итоге сочинил «Школьный вальс», который звучал во всех школах, а не только в воронежской.
История создания вальса
На протяжении своей долгой истории танец был окружен множеством легенд, и точное происхождение танца остается неизвестным. Некоторые считают, что он датируется 13-м веком, в то время как другие утверждают, что история его создания насчитывает всего два столетия.
Место рождения вальса также не определено, потенциальными родинами могут быть как Германия, так и Австрия. Этот танец прошел сложный путь от своего «сельского» прототипа до превращения в популярный придворный танец, прежде чем в конечном итоге завоевал весь мир и стал символом особых событий, таких как балы, выпускные вечера и свадьбы.
Согласно общепринятому мнению, одна из самых ранних форм вальса появилась в Германии в 13-м веке, где он использовался как часть традиционных народных танцев, которые сильно отличались от тех, что исполнялись при дворах.
Новый танец представлял собой комбинацию скользящих движений и вращений, в то время как придворные танцоры выполняли точные и жесткие па. Этот народный танец был известен как лендлер. Он не обладал большим количеством замысловатых движений, однако отчасти напоминал знакомый нам сегодня вальс. Исполнялся парами, когда они образовывали круг.
Потребовалось несколько столетий, чтобы вальс достиг и стал популярным в Австрии и Франции. В Вене его называли веллером, в то время как в Ницце он был известен как ницарда. В отличие от своей первоначальной формы, он исполнялся уже не как народный, а скорее как придворный танец. Для людей высокого социального положения, которые привыкли к сложным движениям, этот новый стиль танца предоставил им возможность свободно двигаться со своими партнерами близко друг к другу в энергичной и приятной манере.
Предсказуемо этот вид танцев столкнулся с критикой со стороны религиозных деятелей из-за того, что тесный контакт между партнерами и быстрый темп движений считались провокационными. Тем не менее, его популярность продолжала расти по всей Европе, поэтому церковной власти было трудно остановить рост его популярности.
Именно в Вене появились традиционные черты вальса, и в этом городе он был назван королем танцев. Таким образом, Вена получила признание как место его рождения. Этот особый стиль стал широко принят всеми социальными классами – как бедными, так и богатыми – независимо от статуса или социального положения.
Во Франции 18-го века аллеманда обычно исполнялась с тактом в две четвертых, но по мере того, как танец становился все популярнее, люди стали забывать старый способ исполнения. Композиции Франца Ланнера и Иоганна Штрауса сына помогли развеять ареол непристойности вокруг вальса. То, что несколькими десятилетиями ранее считалось скандальным танцем, в итоге стало частью классических танцев. Королева Виктория, которая сама была заядлой бальной танцовщицей, даже сделала его частью придворных танцев.
Вальс не был изначально благосклонно принят в Соединенных Штатах, даже когда послереволюционная буржуазия уже начала танцевать в парах. На шоу, представленном бостонским учителем танцев Лоренцо Папати в 1834 году, представители высших классов не были впечатлены. Однако со временем они начали ценить его, и к середине 19-го века он стал популярен по всей Америке. В 20-м веке он распространился по всему миру, и остается таким же популярным и сегодня.
Известные композиторы
Стремительный, страстный танец сумел очаровать не только аристократию Европы, но и композиторов. Вальс был источником вдохновения для множества известных личностей, чья жизнь вращалась вокруг музыки.
Франц Шуберт был известен тем, что развлекал своих друзей, играя на пианино в венских тавернах. Он импровизировал различные мелодии, в основном вальсы, и окружающие танцевали. Он никогда не записывал все произведения, которые создавал во время исполнения, только самые сильные и запоминающиеся были переписаны, так как он не давал им названий. Несмотря на это, вальсы Шуберта стали частью музыкальной истории.
Раннее знакомство Фридерика Шопена с этим танцем, скорее всего, произошло в Шафарне, куда он ездил на летние каникулы. Там проходили праздники, на которых молодые люди танцевали под аккомпанемент скрипки, и он был достаточно привилегирован, чтобы даже выступить с молодой панной. Это произвело на него неизгладимое впечатление, и с тех пор его жизнь была окружена вальсом. Из всех написанных им произведений сегодня в печати осталось 17.
Александр Сергеевич Грибоедов увлекался двумя отраслями искусства: литературой и музыкой. Его комедия «Горе от ума» известна многим еще со школьных времен, а вот двум его вальсам некоторые не уделили достаточно внимания. Почему их всего два? К сожалению, Александр Сергеевич редко записывал свои композиции на ноты, хотя его обожали в музыкальных кругах Москвы и Петербурга.
Иоганна Штрауса учили играть на скрипке исполнители в баре его отца, но Франц Штраус не был сторонником того, чтобы его сын занимался музыкой. Однако судьба все равно привела его в мир музыки. Он создал оригинальные вальсы и дирижировал ими в трактире «Пылающий петух». В общей сложности он сочинил более 150 композиций и стал одним из создателей Венского вальса.
Петр Ильич Чайковский был композитором и драматургом, который сочинял музыку для опер, балетов, романсов и сюит. Он изменил звучание этого жанра, сделав его инструментом для выражения эмоций, а также для танцев. Когда люди слушают его вальсы, они могут представить себе яркие сцены, наполненные различными аспектами повседневной жизни.
Жизнь промышленных рабочих вполне можно выразить вальсом. Этого добился Дмитрий Дмитриевич Шостакович, сочинивший два вальса в классическом стиле для фильма «Золотые горы», в котором изображались петербургские фабричные рабочие. У Шостаковича было желание создать легкую и легкодоступную музыку, и эта цель была реализована через его композицию вальс.
Интересные факты
Вальс послужил толчком к браку Льва Толстого и Софьи Андреевны Берс. Граф никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной, поэтому в доме Софьи Андреевны он загадал желание: если ее младшая сестра Татьяна прекрасно споет самую высокую ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», он немедленно попросит ее руки. К счастью для него, Татьяна не разочаровала его – через пять минут Соня была обручена со знаменитым автором.
Композиторы во время Великой Отечественной войны продолжали сочинять вальсы, создавая мелодичные аккомпанементы для поэзии. Примерами таких произведений являются «В прифронтовом лесу» и «В землянке» К. Листова; все они были написаны с целью поднять боевой дух в военное время.
В начале XIX века английский поэт Джордж Байрон саркастически относился к вальсу. Он даже написал стихотворение под названием «Вальс», чтобы высмеять моду того времени.
Черпая вдохновение в романтике, страсти и привязанности, Фридерик Шопен сочинял вальсы. На своем пути художественного самовыражения он встретил несколько муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.
Известная композиция «Собачий вальс» не имеет отношения к музыкальному жанру, который подразумевает название. Вместо этого она имеет скорее структуру, напоминающую польку.
Сообщение
Комментарии (0)