Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

История создания повести Гоголя Нос и сюжет произведения, затронутые проблемы

Талант Николая Васильевича Гоголя не подлежит сомнению. Он обладал исключительным умением превращать обыденную историю или анекдот в необыкновенное произведение искусства. Пример этого можно увидеть в Гоголевских «Петербургских повестях», а точнее их части под названием «Нос». Это произведение вызвало неоднозначную реакцию и остается актуальным по сей день.

История написания

Повесть «Нос» входит в антологию «Петербургские повести» и была написана Гоголем в 1832 году. Она основана на старом анекдоте, который был переведен с французского и был популярным источником шуток с множеством различных версий его окончания.

Это не первое изображение Гоголем носа как органа, разрушающего жизнь; также появляется в его незаконченной повести «Фонарь умирал», которая была написана в том же году, что и обсуждаемая нами. Само произведение подвергалось частым правкам из-за цензуры, а также потому, что Гоголь хотел довести до совершенства свою идею. В частности, он изменил концовку так, что все события, пережитые Ковалевым, вместо сверхъестественных вмешательств объяснялись обыденно – ему все это просто приснилось.

Возникли сложности, связанные с публикацией этой истории. Автор попытался добиться, чтобы его произведение напечатали в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. В то время Александр Сергеевич Пушкин уже создал свой журнал, и пришел на помощь Гоголю, опубликовав «Нос» в 1836 году в «Современнике».

Когда произведение, наконец, вышло в свет, Гоголь уже был хорошо известен читателям, поскольку люди оценили его рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», где автор изображал мистические образы, основанные на суеверных верованиях людей. С другой стороны, «Петербургские повести» отличались тем, что в них элементы фантастики сочетались с актуальными социальными проблемами, с которыми сталкивалось общество в то время. Этим своим творением Гоголь сформировал новое литературное направление, названное фантастическим реализмом.

Николай Васильевич Гоголь, который переживал социальные конфликты на протяжении всей своей жизни, осознавал тот факт, что не может изменить ситуацию. Поэтому вместо того, чтобы пытаться изменить ситуацию, он решил привлечь к ней внимание, написав убедительные произведения. Его рассказы представляли собой смесь реальности и вымысла, хотя в них можно было выявить определенные черты реальности.

Поскольку Гоголь не мог найти другой выход для своей бурной фантазии, то прибегнул к добавлению драматизма, включив в свои произведения элементы нереального. Эта стратегия впоследствии будет использоваться другими русскими авторами, такими как Михаил Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Андрей Белый и В. В. Маяковский.

Содержание повести

Сюжет произведения очень необычен. Ранним утром Иван Яковлевич, питерский цирюльник, с ужасом обнаруживает в хлебе, испеченном его женой, человеческий нос. При ближайшем рассмотрении герой понимает, что часть принадлежит одному из постоянных клиентов, майору Ковалеву. Отчаявшись избавиться от носа, Иван пытается несколько раз, но каждый раз безуспешно.

В конце концов, выбрасывает нос в реку, но там его задерживает милиционер. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что вместо носа на лице пустое место. Он решает сообщить об этом странном происшествии в полицейский участок и по дороге встречает не кого иного, как свой собственный нос, одетый в форму и фуражку майора!

Затем нос уходит и молится в Казанском соборе, отказывая Ковалеву в просьбе вернуться, так как тот имеет более низкий ранг, чем он сам, после чего исчезает из виду.

Ковалев пытается опубликовать информацию об исчезновении в газете, но редакторы отказывают, утверждая, что такое скандальное заявление нанесет ущерб их репутации. Отчаявшись и не имея вариантов, герой обращается к частному судебному приставу, но надежды снова рушатся, когда ему говорят, что ни один добропорядочный гражданин не ввяжется в такие неприятности.

Чувствуя себя подавленным и не представляя, что делать дальше, Ковалев возвращается домой, пока в его дверях не появляется полицейский с носом, завернутым в бумагу. Очевидно, его словили, когда он пытался использовать фальшивый паспорт во время поездки в Ригу; милиционер винит в этом казусе опьяневшего парикмахера.

Майор отчаянно пытается прикрепить его самостоятельно, но терпит неудачу; тогда он обращается за помощью к опытному врачу, но и тот ничего не может сделать и вместо этого рекомендует продать его как некую диковинку.

Ковалев начинает верить, что здесь замешано колдовство, и посылает странное письмо Подточиной (офицерше, за дочерью которой он ухаживал, но не собирался жениться). Внезапно, однако, его недостающая часть тела необъяснимым образом врастает обратно, и все возвращается на круги своя.

Анализ произведения

«Нос» Гоголя составлен в традиционной манере и следует логической последовательности, хотя некоторые детали трудно понять. Он состоит из трех глав: завязки, кульминации и заключения.

  1. Первая часть знакомит с персонажами и их биографической информацией, с тремя отдельными частями, включая то, когда был обнаружен нос, попытки выбросить его и безуспешные попытки спрятать его подальше.
  2. Кульминация вращается вокруг майора Ковалева, когда он обнаруживает его исчезновение, пытается искать его и, в конце концов, возвращает себе прежний облик.
  3. Наконец, есть лаконичная концовка, которая возвращает нас в реальность.

Хотя в этой истории присутствуют элементы фантастики, такие как сбежавший нос, они органично вписываются в повествование, поскольку, несмотря на странности главного героя, общество все равно придерживается ранговых условностей, и это отражается на их отношении к нему.

Петербург является местом действия гоголевского «Носа» и служит самостоятельным персонажем, воплощая идею о том, что здесь можно достичь чего угодно. Майор Ковалев, олицетворение маленького человека, встречающееся во многих произведениях Гоголя, очень дорожит своей внешностью и репутацией, настолько, что потеря носа причиняет ему большие страдания. Он жаждет социального продвижения, но, столкнувшись со своим носом, который, похоже, занял более высокое положение, чем он, он оказывается в недоумении, как с ним взаимодействовать.

История рисует яркую картину самого носа: он изображается важным и величественным, горячо молящимся, пока Ковалев разглядывает женщин.

Раскрываемые проблемы

Основные вопросы, исследуемые в «Носе», – это пороки общества и отдельных персонажей. К ним относятся филистерство, безнравственность и лицемерие.

Ковалев мотивирован своим чином и мечтает об успешной карьере, которая недостижима без носа. Каждый персонаж в рассказе демонстрирует аморальное поведение, начиная с Ковалева и заканчивая парикмахером, который пытается скрыть свою вину и отказывается вернуть нос, а также полицейскими, занимающимися взяточничеством.

Комическое преувеличение можно увидеть и в отношениях между персонажами; например, Ковалев боится своей собственной части тела, в то время как цирюльник относится к нему с благоговением после случившегося. Гоголь использует гротеск, чтобы изобразить превосходство Носа над его хозяином, несмотря на их одинаковый социально-классовый статус.

Мораль

Цель повести – проиллюстрировать на ироничном примере жестокость и робость петербургского общества. Гоголь не рассматривает исчезновение носа как средство наказания майора Ковалева за его проступки. В этой повести нет морализаторства, и намерением Гоголя не было предложить решения, как следует реформировать общество. Скорее, он просто ставил вопросы о недостатках современной ему культуры.

Реализм, присутствующий в этой повести, оказал сильное влияние на читателей, многие из них узнали в героях повести себя или своих знакомых. Кроме того, в рассказе затрагиваются такие темы, как суждения, основанные на внешности, которые полностью игнорируют внутренний мир человека; в конце концов, нос Ковалева способен достичь большего, чем когда-либо мог достичь его владелец – стать статским советником, что соответствует трем рангам выше, чем у него.

Значимость безногого майора Ковалева значительно снижается. Из-за физической потери он чувствует себя бессильным и считает, что люди без носа не могут быть приняты в высшем обществе или в официальных учреждениях. Единственные вещи, которые имеют для него значение, – это карьерный рост, досуг и женщины. Он переживает духовный кризис, но при этом не стыдится собственной безнравственности.

Ковалев олицетворяет собой личности многих людей того периода, когда была написана эта повесть; он передает мысль о том, что место человека в обществе диктует приемлемое поведение и мораль.

Гоголевский «Нос» служит напоминанием обществу о необходимости взглянуть в лицо реальности и признать бессилие тех, кто находится ниже по социальной лестнице и полагается на милость начальства. Эта тема присутствует во многих произведениях Гоголя.

Сообщение История создания повести Гоголя Нос и сюжет произведения, затронутые проблемы появились сначала на Исторический документ.


Источник: История создания повести Гоголя Нос и сюжет произведения, затронутые проблемы
Автор:
Теги: литература

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства