Николай Васильевич Гоголь замечал, что в Петербурге сконцентрированы бедность и порок. Именно этим особенностям посвящен его сборник «Петербургские повести». Одним из произведений, которое вошло в этот цикл, считается «Портрет». Эта повесть наполнена мистическим содержанием и рассказывает о преступных художниках. При этом с историей создания повести Гоголя «Портрет» знакомы далеко не все.
История написания
Идея создания произведения появилась у Гоголя в 1832 году. При этом он начал писать повесть годом позже, а уже в 1834 году закончил ее. Впервые работа была опубликована в составе сборника «Арабески». Это случилось в 1835 году.
После большого количества негативных критических замечаний Гоголь решил поменять свою повесть. Причем это коснулось буквально всего – сюжета, имени главного персонажа, стиля изложения и множества диалогов. Внесение таких правок заняло у писателя целый год – с 1841 по 1842. Откорректированное произведение опубликовали в знаменитом журнале «Современник». При этом там указывалось примечание, что работа не является первоначальной.
Анализ произведения
В своем произведении Гоголь вывел двух основных персонажей. В первой части рассказа фигурирует молодой художник, а во второй – ростовщик. Автор называет Андрея Петровича Чарткова молодым и талантливым человеком. Он является обедневшим дворянином, который снимает маленькую комнатку и делит ее с единственным крепостным. Во время повествования характер персонажа сильно меняется.
О ростовщике ничего детально не известно. Однако его образ окружает некоторый мистический ореол, который приносит всем одни несчастья. В этом сравнительно коротком произведении Гоголю удалось описать множество тем:
- обнищание людей – это касается многих героев;
- тщеславие – характерно для поведения разбогатевшего Чарткова;
- продажность искусства, которое подразумевает выбор одного из двух путей – быстрого обогащения и жертвенного самосовершенствования.
В произведении показано, что у человека имеются все возможности достичь счастья внутри. При этом автор предостерегает людей о том, что поклоняться деньгам может быть весьма опасно.
Ключевые события
Композиция произведения построена на истории молодого художника. Она начинается на Щукинском дворе возле торговой лавочки. Среди множества картин ему понравился один из портретов. При этом он хотел отойти от работы, однако на последний двугривенный купил ее и принес домой. На картине изображался пожилой мужчина в азиатском костюме. Работа не закончена, но выглядит очень правдоподобно. В частности, глаза на портрете кажутся живыми.
Дома Чартков узнает, что его разыскивал владелец жилья, чтобы получить плату. Молодой человек сильно расстраивается из-за потраченных денег. Он начинает раздосадовано рассуждать о том, насколько несправедлива жизнь, которая заставляет молодого художника оставаться в ученичестве, тогда как заезжие авторы получают огромные суммы за несколько взмахов кистью.
При этом Чартков смотрит на подзабытый портрет и пугается живых глаз. Он ощущает, что внутри появилось странное чувство. От страха художник решает скрыть холст, однако даже через него видит ужасные глаза. Андрею кажется, что старик вылез из рамы и направляется к его кровати.
После этого он садится в ногах Чарткова и начинает пересчитывать деньги. На одном из свертков Андрей видит надпись «1000 червонцев». Он хочет его присвоить, после чего просыпается. Еще долго Андрею снятся кошмары. С утра к художнику приходит хозяин и предлагает расплатиться своими картинами. Вдруг из рамы нового полотна выпадает сверток с деньгами.
Чартков очень доволен тем, что может в тот же день возвратить долги за квартиру. После того, как Андрей внезапно разбогател, он вначале хотел купить кисти и краски. Однако художник быстро подавил в себе этот творческий порыв. Он решил пожить в роскоши, сняв роскошную квартиру и накупив много шикарных одежд.
В скором времени Андрей решает заказать хвалебную статью в газете. Уже на следующий день художник принимает заказчицу. Ею стала важная дама, которая пришла с просьбой написать портрет ее дочери. При этом женщина быстро увела девушку. На следующем сеансе она была недовольна излишней реалистичностью портрета. В результате Чартков переделывает свою старую работу – Психею. Полученный результат вполне удовлетворяет важную даму.
Довольно быстро молодой художник становится известным. При этом он работает шаблонно. Андрей хватает одно выражение и просто меняет типажи. Это дает ему возможность удовлетворять самые разные пожелания и выполнять большое количество заказов. Это делает Чарткова богатым и узнаваемым. После чего он начинает резко и высокомерно высказываться о других художниках.
Люди из старого окружения Андрея удивляются, куда делась его искра, которая была так заметна вначале. При этом художник ведет себя важно, поучает молодых людей и попрекает их в безнравственном поведении. Спустя некоторое время мужчина превращается в скрягу. Однако однажды он попадает в Академию художеств, чтобы взглянуть на привезенную из Италии картину. Эту работу написал один из бывших товарищей Андрей. После того как Чартков увидел все совершенство полотна, он закрывается в мастерской и берется за работу. Однако у художника ничего не выходит, поскольку он не знает основ живописи.
В результате Андрей начинает испытывать страшную зависть. Чтобы снова прикоснуться к прекрасному, он начинает покупать известные произведения искусства и тратит на это все свои деньги. Сочетание постоянного лихорадочного возбуждения и чахотки приводит Чарткова к смерти. Ему никак не удавалось скрыться от глаз старика, который постоянно следил за ним. Только после похорон стало понять, с какой целью Чартков покупал лучшие картины. Он просто безжалостно их уничтожил.
Через некоторое время история художника проясняется. В Петербурге проводится аукцион, на котором многих участников привлекает необычный портрет. На картине изображается азиат, глаза которого выписаны настолько мастерски, что выглядят как живые. После начала торгов стоимость работы стала неуклонно увеличиваться. После 4-кратного повышения стоимости выступает художник Б., заявляя, что обладает особенными правами на это полотно. Чтобы доказать это, он начинает рассказывать историю своего отца.
Вначале Б. описывает Коломну – часть города, в котором когда-то проживала его семья. При этом поблизости жил загадочный ростовщик азиатской наружности со страшным взглядом. Мужчина никому не отказывал в получении ссуды. При этом он брал небольшие проценты и давал удобные сроки. Однако затем ростовщик проводил какие-то немыслимые арифметические расчеты, после чего сумма долга неимоверно увеличивалась. Людей, которые лично получали из него рук деньги, ожидала страшная судьба. При этом Б. рассказал несколько примеров на этот счет.
После этого рассказчик начал вести повествование о своем отце, который был художником-самоучкой. Он решил написать картину, которая изображает дух тьмы. Мужчина часто смотрел в сторону ростовщика и представлял его на полотне. Однажды старик сам пришел к художнику и попросил написать его портрет. При этом он хотел выглядеть на картине, как живой.
Художник с воодушевлением стал работать над полотном. Однако чем живее выглядели глаза старика, тем хуже становилось у него на душе. Он испытал такое отвращение к работе, что отказался дальше работать над картиной. Когда же азиат начал объяснять, что хочет сохранить с помощью полотна свою жизнь после смерти, художник и вовсе испугался и убежал. На следующий день старик скончался, а незавершенное полотно возвратила его служанка.
Чем закончилась повесть
Постепенно художник стал чувствовать, что становится хуже. Он начал вредить своим ученикам из чувства зависти. При этом в картинах появляются глаза азиата. Тогда отец Б. решил избавиться от страшной картины, однако уступил просьбе товарища и подарил полотно ему. Новый обладатель передарил холст племяннику, но тот решил быстро от него избавиться.
При этом отца Б. осенила догадка, что часть души азиата действительно попала на ужасный портрет. Ее подтвердила череда загадочных смертей – жены, дочери и брата Б. Тогда художник решил отправить старшего сына в Академию художеств, а сам ушел в монастырь. В конце концов душа мужчины обрела просветление, и он снова взялся за работу. В течение целого года художник трудился над картиной «Рождество Иисуса». Она получилась прекрасной и исполненной святости.
Перед поездкой в Италию отец решил повидаться с сыном и поделился с ним своими мыслями об искусстве. При этом он дал ему наставление отыскать и уничтожить потрет ростовщика. Б. завершил свой рассказ сообщением, что через 15 лет ему удалось выполнить наставление отца. Однако после того, как он начал перемещаться в сторону портрета, оказалось, что тот исчез.
Критика произведения
Критика современников Гоголя была разнообразной. Белинский воспринял поэму неодобрительно. Особенно много замечаний он высказывал ко второй части, называя ее приделкой, в которой не виден сам сочинитель. Аналогичную позицию выражал и Шевырев. Он обвинял Гоголя в недостаточном проявлении фантастических приемов в «Портрете». Однако вклад автора в развитие классической прозы сложно переоценить. При этом данное произведение однозначно вносит свою лепту. Это писал в своих статьях Чернышевский.
«Портрет» – это важное произведение Николая Васильевича Гоголя, которое внесло значительный вклад в развитие русской литературы. При этом данная работа обладает интересной историей написания.
Сообщение
Комментарии (0)