«Невский проспект» – это повествование о двух петербуржцах, их романтических поисках, которые заканчиваются катастрофически для одного героя и с юмором для другого. Герои – символы двух типов петербуржцев: страстного романтика и практичного реалиста; но оба они становятся жертвами причудливой атмосферы петербургской жизни. История создания «Невского проспекта» связана с желанием Гоголя показать магическую силу этого места, где нельзя верить своим глазам.
Описание повести
Вначале Гоголь знакомит нас со своеобразной панорамой шумной городской жизни, изображая Невский проспект в разные моменты в течение дня, кульминацией которого является вечерняя прогулка. Юмористический эффект повествования создается за счет перечисления предметов, которые обычно не сочетаются друг с другом, последовательно и с одинаковой интонацией.
В этот момент появляются два главных героя. Заметив двух разных молодых модниц (Пискареву приглянулась темноволосая, а Пирогову –блондинка), они расстаются и устремляются за женщинами, которые им нравятся. Романтическое путешествие Пискарева приводит его в публичный дом, где он обнаруживает, что женщина, которую он считал высокородной, на самом деле проститутка. Встревоженный, он бежит из этого места разврата и впадает в глубокие размышления. В одном из его сонных видений она предстает аристократичной особой с необъяснимой причиной пребывания в борделе, а в другом сне (под действием опиума) она появляется в окне светлого деревенского дома.
Стиль повествования непрерывно меняется на протяжении всего произведения. Гоголь переходит от насмешливого тона нравоучительной и описательной «болтовни» к саркастически-эмоциональному типу, а затем к яркой бытовой информации. Главное событие – второе путешествие Пискарева в бордель, его предложение жениться на «аристократичной красотке», ее отказ и его самоубийство. После этого автор переходит к своеобразному ухаживанию Пирогова за женой жестянщика Шиллера.
Развязка снова сосредоточена вокруг Невского проспекта. Последняя часть полна эмоций и иронии; проспект воспринимается как таинственное место, где все не то, чем кажется. В отличие от других произведений Гоголя, злые силы, связанные с Невским и Петербургом, изображаются не через элементы воображения, а через реалистичные события, которые происходят с героями – все вполне обычно.
История написания
Зарождение повести началось в 1831 году, а закончена она была в 1834 году. 10 ноября того же года было получено разрешение напечатать ее в сборнике под названием «Арабески». В этот период времени Гоголь жил в Петербурге, а также работал над другими повестями, такими как «Нос» и «Записки сумасшедшего».
Какие события повлияли на нее
«Петербургские повести» Гоголя, включая «Невский проспект», были написаны под сильным влиянием произведений Гофмана. Кроме того, Гоголь был вдохновлен романом французского писателя Жюля Жанена и, который широко читался среди образованных русских.
Эти тексты похожи на повесть Гоголя своим восхищением «падшей» женщиной, а также изображением повседневной жизни в городе, где реальность смешивается с фантазией. Описание Пискаревым опиумных грез, возможно, взято из книги Де Квинси «Признания англичанина, принимавшего опиум».
В «Невском проспекте» Гоголя жанр физиологического очерка, который является типом французской романтической литературы, включающей описания проспекта, петербургских художников и офицеров, сочетается с повествовательным сюжетом. Интригующая атмосфера Петербурга делает моральные или описательные элементы неопределенными и, следовательно, ненадежными. Это произведение оказало большое влияние на создание сборника «Физиология Петербурга», который был опубликован в 1845 году.
История публикаций
Книга Гоголя «Арабески» (1835) стала первым местом, где читатели смогли оценить «Невский проспект». В нее вошли такие повести, как «Портрет» и «Записки сумасшедшего», отрывок из его неоконченной повести «Гетман» и различные исторические, критические и педагогические статьи. Второй раз повесть появилась в печати в 1842 году в третьем томе собрания произведений Гоголя.
Критика
Прежде чем она была напечатана, Гоголь показал повесть Пушкину, который ответил, что «с удовольствием бы читал ее» и желает, чтобы цензоры разрешили ее выпуск. Виссарион Белинский упоминал о характере Пирогова с оттенком сарказма. Барон Брамбеус (Сенковский), который отрицательно относился к «Арабескам», предложил положительные замечания о «Невском проспекте».
Федор Достоевский делает ссылку на персонаж поручика Пирогова в своем произведении 1873 года «Дневник писателя», хотя оно и не было так освещено, как некоторые другие его романы, действие которых происходит в Санкт-Петербурге. По словам Достоевского, Пирогов был пророческим гением, способным предвидеть будущее; он чувствовал, что таких, как он, будет много. Для Достоевского эта фигура символизировала «бесстыдство», что является для него важным понятием. Писатели 20-го века, такие как Василий Зеньковский и Константин Мочульский, больше сосредоточились на романтическом художнике Пискареве и его борьбе между мечтой и реальностью.
Анализ произведения
«Невский проспект» – одно из произведений, известных как петербургские романы, в которых Петербург изображается как город, населенный «маленькими людьми», обычно чиновниками низшего звена, живущими непостоянной и негламурной жизнью. Но также как жуткое и сюрреалистическое место, где реальность искажена. В отличие от других рассказов, таких как «Записки сумасшедшего», «Шинель», «Портрет», в которых ярко выражены элементы фантастики, «Невский проспект» не содержит никаких фантастических компонентов; более того, его главные герои не являются государственными служащими.
Невский, который изначально строился как главная магистраль, соединяющая город с Александро-Невским монастырем (позже известным как Лавра), стал главной улицей Санкт-Петербурга после принятия нового городского плана в 1737 году. Она претерпела значительное развитие в течение конца 18-го и начала 19-го веков. Здания вдоль этого проспекта имели имперский стиль, но многие из них не сохранились до наших дней.
В начале 19 века этот проспект приобрел популярность как место для прогулок. У Александра I была ежедневная прогулка, во время которой он проходил от Фонтанки до Дворцовой площади, и стало модно, чтобы городской бомонд сопровождал его. Однако ко временам Гоголя такие бесконтрольные прогулки для царя были уже невозможны, и поэтому проспект стал престижным местом только тогда, когда прогулки совершались по вечерам.
Одновременно он стал основным местом уличной проституции, которое оставалось таковым до последних десятилетий, когда эта деятельность переместилась на Московский вокзал и Старо-Невский. Роман Гоголя заложил литературную традицию рассматривать Невский проспект как главную ось Петербурга, его символ и средоточие.
Роль произведения в творчестве Гоголя
Определенные темы появляются в нескольких других произведениях литературы авторства Гоголя. Например, злодейский персидский ростовщик из «Портрета» похож на забавного (но все же грозного) перса из «Невского проспекта», который снабжает Пискарева опиумом. Оба героя (Пискарев и Чертков) – обедневшие художники, которые поддаются навязчивым идеям (в одном случае – романтическим, в другом – связанным со славой и богатством). Это отражает сцену из «Носа», где Шиллер просит Гофмана ампутировать ему нос. Оба романа («Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») включают мотив безответной любви, которая оказывается абсурдной и становится причиной несчастья для их главных героев.
Повесть образует естественную часть предопределенной последовательности, создавая сложную связь между ней и другими произведениями.
Сообщение
Комментарии (0)