Музыкальное образование начинается для всех одинаково: ученики посещают уроки сольфеджио. Именно так называются уроки, посвященные заучиванию нотной грамоты, это основы обучения. О том, кто же придумал первые ноты, распространил их по миру, тоже говорят на уроках музыки. Имя монаха Гвидо Аретинского навсегда вписано в историю. Именно он, обучая певчих, задумался о технике записи музыки, чтобы облегчить работу.
История появления нот
До того, как были придуманы ноты, существовали специальные знаки под названием невмы. Невмы использовали для того, чтобы обозначить не отдельную ноту, а определенный музыкальный мотив. С помощью тех значков певцы вспоминали мелодию, не путались. Невмами также обозначали тональность, понижение или повышение голоса. По таким значкам невозможно было прочитать мелодию, они лишь напоминали о том, как вести действо, были некоторыми подсказками.
Нотная система была создана итальянским монахом по имени Гвидо Д Ареццо, но общественности он знаком под именем Гвидо Аретинский. Монах служил при церковной школе, преподавал музыку детям. Гвидо столкнулся с проблемой обучения юных певцов, поэтому начал придумывать специальные знаки для облегчения обучения. Благодаря системе Гвидо Аретинского певцы более точно исполняли гимны и хоралы.
За основу Гвидо взял невмы, которые разместил на линейки. Сначала монах использовал только две линейки, которые отличались друг от друга цветом. Первые линейки были красными и желтыми, затем монах добавил еще две линии, чтобы использовать больше невм. Теперь знаки размещались на линейках, а также между ними. Таким способом удавалось обозначить высоту звука точнее.
Следующий шаг – ввод последовательности из шести звуков с одновременным слоговым обозначением. Гвидо нашел и позаимствовал слоги из первых строк гимна Святого Иоанна Крестителя. Монах посчитал хорошим знаком тот факт, что Иоанн был покровителем музыкантов.
Аретинский посчитал, что создал своеобразную музыкальную азбуку. Он научил своих подопечных петь по нотам. Сегодня современные музыкальные школы используют для обучения нотной грамоте специальные уроки сольфеджио. Гвидо же записывал всю мессу с помощью нот, а певцы припевали нужную мелодию, восстанавливая по памяти нотную грамоту.
Необходимость заучивать каждую песню полностью отпала. Заучивание больше не требовалось. Те, кто владел навыками сольфеджио, пели мелодии по нотам. Учитель занимался только тем, что контролировал процесс. Певчих теперь учили не 10 лет, а всего 2 года.
Почему они так называются
Следует заметить, что монах Аретинский был далеко не первым, кто пытался записывать музыку, используя специальные знаки.
Невмы были придуманы европейцами. База этого термина – слово «пневмо» или дыхание. Невмы ставили над строчками псалмов, эти пометки говорили о понижении или повышении тона музыкальной композиции. Система, которую изобрел Гвидо, оказалась гораздо удобнее.
Когда ноты распространились по миру
После того, как была написана нотная грамота, музыка перестала быть атрибутом церковного песнопения. Она распространилась по всему миру. Музыкальные ноты появились внутри театров, концертных залов, городских площадей. Нотная грамота стала всеобщим достоянием, теперь учиться могли не только служители церкви, но и любые другие люди.
Гвидо продемонстрировал квадратные ноты с четырьмя линиями нотного стана. Эта система была самой удобной, стала использоваться повсеместно для записи музыки. Нотная грамота дошла до наших дней, используется в музыкальной среде.
Сообщение
Комментарии (0)