Нарды – настольная игра, приятный способ провести время за дружеской беседой, испытать истинный азарт в борьбе за победу. Историки утверждают, что игра возникла в глубокой древности, свидетельства этому находят археологи во многих странах. Попытаемся разобраться, кто и когда придумал нарды, откуда пришло занятие, захватившее постепенно весь мир, и почему интерес к игре не умирает.
История происхождения игры нарды
О том, что разные народы увлекались играми, сходными с нардами, подтверждают исторические хроники, рисунки и находки. Два игрока сражались на доске, разделенной на 2 части, проводили свои фишки в дом. Задача – сделать это раньше противника. Ходы определялись костями. Правила могли различаться, но общая концепция – удалить свои фишки с поля, сохранялась.
Увлеченность подобной игрой прослеживается в известных цивилизациях Востока:
- В Древнем Египте еще в 3500 году до новой эры увлекались игрой сенет, в которой требовалось передвигать фишки на поле.
- В иранском городе Шахри-Сохте нашли атрибуты, сходные с применяемыми в нардах. Находке – 5 тысяч лет.
- Римляне играли в табулу, о чем упоминает византийский император в 5 веке. Известны и более ранние римские игры с фишками и костями, которые описаны у Овидия.
На Востоке любили проводить досуг за азартными занятиями, в которых требовались интеллект и внимание. Вернувшиеся из походов крестоносцы заразили европейцев страстью к восточным забавам. Нарды стали известны под названием трик-трак. Считается, что такое наименование возникло из-за сходства слова со звуком, издаваемым костями при ударе о доску.
В нарды играли короли, игра считалась монаршей забавой, ею развлекались представители знати.
Где придумали нарды
Кто был прародителем нардов, остается неизвестным. Ясно, что игра, как шахматы и го, пришла с Востока.
Персидский трактат Чатранг-Намаг о происхождении шахмат и нардов приводит такую историческую байку. Индусы, горячие поклонники шахмат, отослали в Персию доску и фигуры, желая поставить соседей в тупик невозможностью разгадать правила непростой игры. Но мудрец по имени Бурзмихр, бывший министром шахиншаха Кавада I, сумел справиться с задачей.
В ответ он послал нарды – индусы оказались менее удачливыми, за 40 дней концепцию не раскрыли. Игру министр назвал нэв-ардашир, наименование отсылает к имени первого царя из династии Сасанидов.
В том или ином виде нарды существовали у многих восточных народов, различаясь числом фишек, правилами ходов. Европейцы, обожающие систематизацию и четкие регламенты, довели правила до определенности. В 1742 году некто Edmond Hoyle, англичанин по происхождению, изобрел (зафиксировал) правила игры, названной короткими нардами. Длинный вариант, в котором удаленным фишкам разрешено возвращаться на поле, популярен в восточных странах и называется Backgammon.
Поклонников восточного развлечения много по всему миру. Проводятся международные соревнования, собирающие множество участников из разных стран. Первенство Азербайджана (Gizil Zar) – в числе самых значимых мировых турниров. Чемпиону вручают золотые кости.
Игровой набор
Игровой комплект находится в деревянном коробе. Играют, раскрыв коробку, во внутренней ее части (в противоположность шахматам).
Атрибуты игрового набора:
- На доске по 12 пунктов на каждого из играющих. Пункт – прорисованный треугольник. Обычно пункты раскрашены контрастно – светлый, темный.
- Для каждого игрока определен дом – последовательность пунктов, куда нужно завести фишки.
- Поле разделяет бар – вертикальная полоса.
- Число фишек в распоряжении игрока – 15 (возможны варианты).
Игральные кости в стакане могут быть общими или индивидуальными для каждого из играющих.
Правила игры
Цель игры – провести фишки из начальной позиции в дом и удалить с поля. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Это общий принцип, детали правил реализуются по-разному в каждом варианте нардов. Рассмотрим регламент на примере коротких нардов:
- Начальная позиция. Шашки выставлены в «голове» – 2 на 24 пункте, 5 в 13, 3 в 8, 5 в 6. Белые шашки движутся в левый верхний угол, черные – в нижний правый.
- Кто начинает первым, определяют кости.
- Игроки ходят по очереди, движутся по кругу против часовой стрелки. Ходы определяет выброс костей. Их мечут на доску, при вылете за поле бросают повторно.
- Шашки перемещают на число клеток, определенных цифрами на костях. Могут перемещаться 2 шашки или одна на сумму ходов. Из головы можно брать одну шашку, вторую с поля.
- При выпадении дубля (куша) ход удваивается.
- Если свободных ходов нет, очки пропадают. Игрок обязан делать выпавший ход, даже при ухудшении положения и отсутствии выгоды.
- Каждый вариант нардов имеет запреты. Нельзя ставить на позицию (свою или чужую) вторую шашку. Запрещено блокировать все позиции соперника перед первой шашкой.
Шашки, дошедшие до дома, разрешено убирать с поля при очередном ходе. Так, при выпадении цифры 1 можно убрать первую шашку, при выпадении двойки – вторую и так далее.
Результат
Победу одерживает игрок, выставивший все шашки за пределы поля первым. Ничьи в нардах не предусмотрены (исключения – отдельные варианты игры).
Возможные варианты финала:
- победитель полностью вывел шашки с поля, проигравший только 1 – простая победа с 1 очком (оин);
- один из играющих освободил доску от своих шашек, второй не успел даже ввести все в дом – двойная победа, 2 очка, (марс);
- проигравший не успел даже вывести все шашки из первого квадранта, оставил одну в баре – тройная победа, кокс, 3 очка.
Игроки редко ограничиваются одной партией, чтобы снизить элемент случайности и продлить удовольствие. Заранее оговаривается результат (7-13 очков), и играется матч.
Комбинации
Игроки разных стран с удовольствием называют выпавшие комбинации цифр на костях на персидском языке. Таблица названий, принятых у российских игроков в нарды:
Цифры на костях | Название |
1-1 | егана |
2-1 | ду-ек |
2-2 | дубара |
3-1 | се ек |
3-2 | се ба ду |
3-3 | ду се |
4-1 | чару ек |
4-2 | чару ду |
4-3 | чару се |
4-4 | дорт чар |
5-1 | панджу ек |
5-2 | панджу ду |
5-3 | панджу се |
5-4 | панджу чар |
5-5 | ду паш |
6-1 | шешу ек |
6-2 | шешу ду |
6-3 | шешу се |
6-4 | шешу чар |
6-5 | шешу паш |
6-6 | ду шеш |
В Европе и Азии названия комбинаций могут различаться незначительно – на смеси персидского и турецкого языков.
Ставки
Азартной игрой нарды становятся благодаря ставкам. По установленным правилам, победитель получает одну ставку за простую победу, удвоенную ставку за марс, тройную за кокс.
В течение игры можно увеличивать ставки в 2 раза и более. Игрок заявляет об этом перед своим ходом. В этом случае куб удвоения ставят нужной гранью вверх. Если соперник соглашается с увеличением, игра продолжается. Теперь только он может предлагать увеличение ставки. В случае отказа – игроку присуждается поражение с выплатой ставки за 1 очко.
Распространение
Несмотря на то, что новые развлечения появляются регулярно, интерес к восточной забаве не умирает. В начале 20 века появился куб удвоения, что дало возможность играющим в нарды выстраивать особые стратегии и в разы увеличило азарт.
Влиятельные поклонники нардов не дремлют, стараясь придать древнему увлечению новую жизнь. В 60-х годах князь Оболенский организовал турнир на Бермудах, который собрал множество игроков и повысил интерес к игре. Азербайджан проводит международный турнир.
В Советском Союзе азартные игры были под запретом, но в восточных республиках все мужское население не выпускало досок из рук. Традиционными местами наибольшего интереса к нардам считаются Закавказье, Средняя Азия, Северный Кавказ (Россия), Израиль, Турция, Иран, Сирия.
Интересно: игра так популярна на Востоке, что в Ереване и Владикавказе даже есть памятники игрокам в нарды.
Сейчас появились новые возможности – интернет-версию нардов можно установить на телефоне или компьютере и играть в любое время.
Среди любителей нардов множество профессиональных игроков и преданных любителей, не упускающих возможности посидеть за доской. Хорошие или просто удачливые игроки могут поправить выигрышем финансовое положение. Древняя игра не потеряла актуальности, так как позволяет блеснуть умом и просто приятно пообщаться с людьми, разделяющими пристрастие к нардам.
Сообщение
Комментарии (0)