Первый светофор установили достаточно давно – еще в 1868 году. Безусловно, по внешнему виду он мало напоминал современные устройства. Конструкция управлялась вручную и включала две семафорных стрелки и газовый фонарь. Несмотря на широкое распространение этого механизма, далеко не каждому человеку известно, кто конкретно придумал светофор. На этот счет имеется несколько версий.
Первые светофоры
История создания светофора насчитывает не одно тысячелетие. Есть сведения о том, что древневавилонский царь Хаммурапи издал указ, согласно которому колесницам запрещалось загораживать проезд к дворцу. Этот нормативно-правовой акт не вошел в широко известные «законы Хаммурапи», однако около дворца поставили рабов, которые выполняли функции регулировщиков.
С наступлением ночи они надевали коромысло, к концам которого крепились тыквы. Емкости наполняли смесью нефти и минеральных компонентов. Состав поджигали через фитиль. Справа пламя горело красным, а слева – зеленым. При этом человек поднимал руку. Таким образом, он разрешал или запрещал проезд. Аналогичная система применялась и в Древнем Риме. Однако таким образом появились основные цвета светофора, но не само устройство.
В дорожное движение светофоры пришли с железной дороги. Изначально они представляли собой аналог семафора, который использовался для поездов. Первый светофор поставили 10 декабря 1868 года в Лондоне. Он был расположен около здания парламента. Изобретателем конструкции стал Джон Пик Найт – специалист по семафорам.
Изначально светофор имел ручное управление и оснащался двумя стрелками. Если они размещались горизонтально, это означало «стоп». Если стрелки были опущены под углом в 45 градусов, это можно было трактовать как «осторожно». В темное время суток крутился газовый фонарь. Он менял свои цвета с красного на зеленый. Такой прибор впервые стали применять не только для транспорта, но и для пешеходов, которые хотели перейти через дорогу.
Причина провала
История появления первой конструкции связана и с неудачей. В январе 1869 года произошел взрыв фонаря. При этом полицейский, который управлял устройством, получил ранение. После этого конструкция была изменена.
Изобретение Лестера Вайра
Первый электрический светофор появился благодаря Лестеру Вайру. Изобретатель в свое время сделал потрясающую американскую карьеру. Он весьма успешно занимался спортом и даже получил назначение в престижную военную академию Вест-Пойнт. Однако будущий изобретатель решил пойти по другому пути. Он поступил в университет и получил профессию юриста.
После этого молодой человек начал служить в полиции. Уже в 24 года он стал главой дорожного отряда. Именно на этом посту Вайр создал постоянное наблюдение за дорожным движением. Однако ему был жалко коллег, которым приходилось стоять на посту целые сутки. Чтобы заменить людей, Лестер Вайр изобрел светофор. В тот период он представлял собой деревянный ящик на длинном штативе. Конструкция несколько напоминала по внешнему виду скворечник.
Создание такого устройства помогло Лестеру прославиться, но не принесло денег. Дело в том, что молодой исследователь не получил на эту конструкцию патент. Есть теория, что это было связано не с невнимательностью изобретателя. Причиной было применение технологии в военных целях. Потому до определенного времени конструкцию держали в секрете.
Появление светофора в СССР
Многие люди интересуются, когда появился светофор в СССР. Первый прибор был создан в декабре 1930 году. Устройство установили на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Оно стало настоящим новогодним подарком столице.
Примерно в то же время устройство появилось в Ленинграде. Светофор был установлен на пересечении Невского и Литейного проспектов. Через 2 года в этих городах появились уже сотни светофоров. После чего их стали применять в Ростове. В 1932 году появилось само название «светофор». Его можно толкование можно было отыскать в словарях.
Первые конструкции в СССР не были похожи на зарубежные устройства. Они в большей степени напоминали настенные часы. Циферблат делился на 4 сектора. Сверху располагался зеленый цвет, красный – снизу, и 2 желтых – по бокам. Стрелка перемещалась по кругу, причем делала это с конкретными промежутками. При этом она разрешала и запрещала движение. Инспекторы не имели возможности управлять функционированием конструкции. Это вызывало ряд неудобств. Потому в скором времени светофоры заменили на обычные модели.
Однако в течение некоторого времени цвета светофоров были перевернутыми. При этом зеленый располагался сверху, а красный – снизу. Только в 1959 году цвета приняли привычное положение. Это произошло, когда СССР присоединился к Международной конвенции.
В шестидесятые годы были созданы светофоры для пешеходов. Они обладали прямоугольной формой и оснащались двумя лампами. Там на стекле красным цветом было написано «стойте», а зеленым – «идите». В конце семидесятых годов на пешеходных устройствах появились человечки.
Эволюция устройства
За время своего существования дорожные светофоры менялись, причем не только визуально. Изменения затронули и саму систему управления. Изначально этим занимались работники Отдела по регулированию уличного движения, который впоследствии переименовали в ГАИ. Они располагались в постовых будках, которые были установлены на перекрестках.
В семидесятые годы светофорами стали управлять и сами пешеходы. Около переходов располагались пульты с кнопкой. Пешеход имел возможность нажать на нее и включить тем самым зеленый свет. Перед автомобилистом при этом включался красный свет. В тот же период возникла система автоматического управления. По сути, это был прообраз современной интеллектуальной транспортной системы.
В настоящее время на перекрестках установлены тысячи камер, которые передают сведения о загруженности дорог. При появлении пробок светофоры в этом направлении включаются в режим так называемой зеленой улицы. Длительность запрещающего сигнала сокращается до минимума. К примеру, в России такая интеллектуальная транспортная система функционирует в Москве.
С течением времени светофор претерпел много визуальных изменений. Благодаря применению светодиодов удалось трансформировать сигнальные панели в своего рода мониторы. Помимо ключевых функций, светофор выводит на экран информацию о погодных условиях, заторах и дорожной обстановке.
Интересной разработкой считается конструкция Visual Intelligent Control, или сокращенно – VIC. Это устройство характеризуется гибким функционалом. Оно имеет высокую степень надежности и легко ремонтируется за счет модульной конструкции. На добавление или замену определенного модуля уходит всего несколько минут.
Благодаря наличию множества модулей VIC отличается широким спектром функций. Среди них стоит выделить камеру с возможностью анализа собранной информации. Также конструкция включала метеостанцию, специальный датчик для анализа показателей окружающей среды, точку выхода в интернет.
Светофор представляет собой достаточно важное изобретение, которое появилось больше 150 лет назад и значительно улучшило ситуацию на дорогах. За время своего существования конструкция претерпела много изменений и усовершенствований.
Сообщение
Комментарии (0)