Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

Кто и когда изобрел первый в мире лифт – история его создания

Лифт – это особый подъемный механизм, который представляет собой важный элемент каждого многоэтажного строения. Сегодня сложно представить себе жизнь современного человека без этого устройства. Однако далеко не каждый знает, кто конкретно изобрел лифт. Прообраз этой конструкции появился еще в древние времена. Но с того момента сооружение претерпело много изменений и усовершенствований.

Лифты, которые появились до нашей эры

Лифтом можно считать любой подъемный механизм, который используется для вертикального или наклонного перемещения грузов. Если не учитывать использование движущей силы, то прообразом такой конструкции вполне можно назвать обыкновенную корзину с грузом, которую поднимают при помощи веревки и рычага на конкретную высоту.

Кто придумал это сооружение, сказать сложно. Однако первые свидетельства существования подъемных механизмов ученые выявили еще в источниках Древнего Египта, которые датируются серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Приблизительно в тот период уже существовали рычаги, которые имели противовес, и вороты с веревками.

Минусом таких устройств было раскачивание платформы. Это плохо отражалось на безопасности людей и сохранности грузов. Чтобы обеспечить прямолинейное перемещение платформы, стали применять ограничивающие направляющие. Это изобретение стало наиболее фундаментальным в развитии лифтовых конструкций.

Детали устройства, которое напоминало современный лифт, удалось выявить в первом веке до нашей эры. Это произошло в городе Геркуланум. Он вместе с Помпеями был уничтожен во время извержения Везувия. Изделие применялось для того, чтобы поднимать еду на верхние этажи.

Приблизительно тем же периодом датировано описание лифта римского механика и архитектора Марка Витрувия. Он отмечает, что подъемная конструкция по его заказу была создана Архимедом из Сиракуз.

Лифты использовались и во дворце Нерона – императора, который правил в первом веке. Они применялись для подъема грузов и для людей. В Колизее было установлено целых 12 лифтов. С их помощью поднимали животных и гладиаторов на арену.

Также встречаются и другие письменные сведения, которые говорят о применении лифтовых подъемников в Китае, Индии и прочих странах. Безусловно, в действие их приводили при помощи физической силы людей или животных.

Прототипы устройства в Средневековье

Изделия, которые появились в Средние века, были более совершенными. Их применяли для перемещения грузов и людей.

Для производства и добычи

Основной особенностью конструкций этого периода считалось то, что в действие их приводила физическая сила животных. В тот период лифты начали выполнять свою главную функцию – перемещать грузы и людей на верхние этажи. При этом в европейских странах подъемники преимущественно использовали для разработки месторождений полезных ископаемых. Их применяли в шахтах и карьерах.

Для людей

С 1203 года во Франции лифты работали с использованием силы ослов. Поскольку подъемные устройства в тот период стоили очень дорого, их могли себе позволить далеко не все. Потому первыми стали использовать такие конструкции монархи, богатые дворяне и церковные служители.

В середине шестнадцатого века такое устройство появилось в Монастыре Святой Екатерины. Начиная с семнадцатого столетия, конструкции начали дополнять специальными системами в виде блоков и гирь. С их помощью удавалось перемещаться вверх и вниз.

В качестве примера такой конструкции стоит привести изобретение Велайра. Его назвали «летающим стулом». Этот лифт установили около одного из известнейших французских дворцов. Конструкция применялась для подъема людей и грузов на верхние этажи. Поскольку лифт находился не внутри, а за пределами здания, он так и не стал широко востребованным.

Конструкция, в большей степени напоминающая современные модели лифтов, появилась в 1743 году – в период правления Людовика XV. Такое сооружение установили в Версальском дворце. Оно было весьма полезным для монарха. За счет удобной и надежной конструкции король имел возможность быстро перемещаться прямо в покои своей любовницы, которые находились на верхнем этаже. Однако сооружение обладало и некоторыми минусами. Оно было весьма громоздким. К тому же приводить конструкцию в движение приходилось королевским слугам.

Через некоторое время была создана другая конструкция, которая имела свои особенности. В 1795 году известный русский ученый Иван Кулибин первым представил свое изобретение – винтовые колеса, которые использовались для спуска и подъема.

Новинка сразу же стала использоваться в наиболее значимых строениях России – Зимнем дворце, Эрмитаже, Кусково. Также она была установлена во всех дворцах, которые находились в Царском Селе. Тот же механизм для подъема был установлен в известной усадьбе Архангельска. Это произошло в 1816 году.

Такие устройства были значительно более технологичными, чем лифт короля Франции Людовика XV. Тем не менее, управлять разработкой Кулибина было непросто. Чтобы привести конструкцию в движение, требовалась человеческая или животная сила. Потому для этой цели использовали помощь слуг или скота.

Конструкции, которые были похожи на лифты, использовались и в период правления Петра Первого. В известном дворце в Петергофе был поставлен необычный обеденный стол, который перемещали между верхними и нижними этажами.

Эпоха парового двигателя

Паровая машина стала использоваться в качестве элемента подъемного устройства в 1800 году. Впервые это технологическое решение начали применять в Америке. Механизм вначале установили в шахте, которая предназначалась для добычи угля. Ее владелец подсчитал, что быстрый подъем угля помогает сделать добычу более эффективным. В результате началось коммерческое использование лифтов. Благодаря применению таких устройств удалось получить дополнительную прибыль. В 1835 году использование лифтов на основе паровых машин получило широкое распространение и в Англии.

Недостатки паровых лифтов

Такие конструкции отличалось важными недостатками. Конструкция должна была функционировать без остановок. Это вполне нормально для шахт, но невозможно на предприятиях. В условиях промышленного производства такие конструкции приходилось применять лишь эпизодически.

Еще одним минусом таких лифтов стала шумная работа. Потому подобные подъемники нельзя было ставить в жилых зданиях. Частично этот минус удалось преодолеть Вильяму Томсону в 1845 году. Его конструкция функционировала на основе гидравлики.

Техническая концепция ученого имела определенные недостатки. Среди них стоит отметить потребность в поддержании жидкостного давления, что подразумевало использование соответствующего источника. В тот период появлялись централизованные водопроводные системы, однако их нельзя было использовать для поддержания таких условий. При этом источники создания высокого давления можно было располагать вдалеке от зоны установки лифтов, а воду подавать по особым трубопроводам. Это считалось важным плюсом для такого решения.

Механизм Отиса

Когда появился лифт, напоминающий современный? Это произошло в восемнадцатом веке. Его автором стал инженер Отис Элиша Грейвс. Он создал наиболее безопасный подъемник. Этот американский исследователь успел сменить за свою жизнь не одну профессию. Он конструировал кареты, трудился на лесопилке, выполнял функции чернорабочего и работал на мебельной фабрике. Именно к этому инженеру обратились с просьбой о создании подъемника для перемещения пиломатериалов на второй этаж. Работа над этим проектом подтолкнула Отиса к созданию лифта.

Принцип работы

До Отиса трос в конструкции лифта фиксировался прямо на кабине. Элиша придумал крепить его посредством стальной пластины-рессоры, которая отличалась высокой степенью упругости. С боковых сторон подъемника инженер расположил зубчатые рельсы. Даже пустая платформа приводила к быстрому выгибанию пружины.

Если канат рвался, пружина выпрямлялась и застревала кончиками в зубцах рельсов. Благодаря этому удавалось предотвратить падение кабины. До появления разработки Отиса ни о каком уровне безопасности и речи не шло. Потому его конструкция стала настоящим переворотом в этой отрасли.

Презентация устройства в Нью-Йорке

В скором времени после изобретения новой конструкции лифта Грейвс создал компанию Otis Elevator. Свои изделия он назвал наиболее безопасными лифтами в мире. В 1854 году для увеличения продаж своего товара Отис решил прибегнуть к рекламному трюку.

Для этого изобретатель решил разместить подъемную платформу в одном из нью-йоркских залов. Сверху сооружения располагался помощник исследователя с длинным мечом в руках. Сам Грейвс стоял на платформе.

Когда лифт поднимался к самому верху, Отис давал команду, после чего помощник обрезал канат. Платформа резко падала, но спустя пару метров включалась защита, которая обеспечивала ее остановку. Зрители аплодировали создателю лифта. При этом Элиша раскланивался публике.

Выход в массовое производство

В 1867 году, через 6 лет после смерти Отиса, его сыновья решили заняться делом своего отца. Они открыли компанию под названием «Отис». К 1873 году в американских магазинах, гостиницах и офисных зданиях было установлено больше 2000 лифтов бренда. Спустя 5 лет был смонтирован первый пассажирский подъемник фирмы, который функционировал по принципу гидравлики. В 1889 году разработали новую конструкцию, которая оснащалась электрическим приводом.

Появление гидравлических лифтов

В 1851 году появился гидравлический аккумулятор. Эту разработку предложил исследователь Вильям Армстронг. Благодаря этому изобретению удалось создать условия постоянного поддержания давления воды, которая поступала в цилиндр. Сооружение включало вертикальный цилиндр, диаметр которого составлял примерно 45 сантиметров. Он представлял собой опору для особого ящика, изготовленного. Он наполнялся камешками или гравием.

Стоит отметить, что сооружение Армстронга практически не отличалось от подъемников того времени. Оно содержало такие детали, как гидроаккумулятор и мультипликатор. Также в сооружение входил гидроцилиндр на базе плунжера. При этом в европейских странах ученые продолжали совершенствовать лифты. В результате в таких сооружениях начали использовать гидроцилиндр, оснащенный плунжером прямого воздействия.

Впервые гидравлический подъемник создали в Англии. Это случилось в 1849 году. Этот лифт установили в отеле Osmaston Manor. В скором времени много крупных английских гостиниц перешло на применение пассажирских подъемников, которые функционировали по принципу гидравлики.

Во второй половине девятнадцатого века в США стало появляться много небоскребов. Первые здания дополняли гидравлическими лифтами. Это были конструкции без использования каната. Вместо этого использовался поршень, который выталкивал кабинку лифта. Этот эффект достигался за счет использования напора воды.

Такие системы монтировали только в те строения, которые имели не больше 20 этажей. Дело в том, что для гидроцилиндра приходилось копать углубления под фундаментом. Это создавало некоторые проблемы, если рассматривать ситуацию с точки зрения безопасности.

Гидравлические изделия превосходили паровые по многим параметрам. Их главным преимуществом считалось более быстрое перемещение. Со временем конструкция таких подъемников стала более совершенной. Цилиндр в них был установлен горизонтально, а кабина – поднималась посредством применения каната. При этом тягу сооружению обеспечивал поршень. Для этого использовалась особенная блочная система.

На выставке, которая проходила в Париже в 1867 году, исследователь Леон Эдду презентовал лифт, поднимающий платформу на высоту 2 метра. В конструкцию подъемника входил пустотелый плунжер, который включал 4 части и имел диаметр 24,5 сантиметра. На головке конструкции фиксировалась кабина, которая направлялась 4 пустотелыми колоннами, изготовленными из чугуна. В таких сооружениях располагались противовесы, которые фиксировались на цепях. Они проходили через верхнюю часть сооружения и крепились на кабине.

Многие считали такой механизм непригодным для применения в высотках. Но Эдду посчитал такую критику безосновательной. В 1878 году на выставке, которая проходила в Париже, исследователь представил лифт, функционирующий на основе плунжерного цилиндра. Он мог подниматься на 128,5 метра. При этом сам цилиндр располагался в колодце глубиной 16 метров. Забор воды осуществлялся из городской водопроводной сети.

Таким сооружением дополнили Эйфелеву башню. Это стало важным доказательством его надежности, поскольку такая знаменитая на весь мир достопримечательность не могла быть небезопасной.

В 1874 году компания Otis Elevator начала активно изготавливать гидравлические подъемники. Главной целью компании стало укрепление своих позиций на рынке. Как следствие, сложилась ситуация, когда началась конкуренция паровых и гидравлических систем. Это могло бы длиться достаточно долго.

Однако ситуация изменилась в 1880 году. Именно тогда появился электрический подъемник. Это случилось в городе Мангейм. Такая конструкция стала первым устройством этого типа. Его разработчиком была немецкая фирма, которую возглавлял Вернер фон Сименс. Механизм, предложенный брендом, мог поднимать груз на 22 метра. На это ему требовалось всего 11 секунд.

Когда появились современные модификации

Электрический подъемник запатентовал американский ученый Майлс. Это случилось в 1887 году. Именно этот ученый придумал конструкцию, которая работала на основе электрического привода и оснащалась системой блокирования дверей. Это препятствовало их открытию при отсутствии кабины на этаже. С того момента электрические подъемники стали очень популярными и получили распространение во многих странах.

Впоследствии развитие лифтов подразумевало внедрение инновационных управляющих систем и минимизацию участия людей в обслуживании таких конструкций. Если вначале работа лифта подразумевала задействование сравнительно большого штата сотрудников, то уже к началу двадцатого века начали использовать единственного лифтера. Причем единственного электромеханика хватало для того, чтобы обслуживать сразу несколько подъемников.

Вначале лифтеры были неотъемлемой частью жизни людей. Каждый лифт обслуживался человеком в униформе. Однако в 1924 году ситуация в корне изменилась. Именно тогда компания Otis Elevator внедрила систему, которая позволяла вызывать лифт путем обыкновенного нажатия кнопки. Значимый вклад в развитие конструкции внес также исследователь Хаугтон. В 1926 году он предложил использовать в конструкции автоматические двери. За счет этого удалось минимизировать потребности в обслуживании лифтов.

В 1996 году известная финская компания KONE предложила лифт, который вообще не нуждался в машинном помещении и оснащался особенным приводом без редуктора. Аналогичные изделия производила и знаменитая американская фирма Otis. Сегодня качественные современные лифты выпускают финская компания KONE, американский бренд Otis и швейцарская фирма Schindler.

Изобретение лифта стало настоящим прорывом в истории человечества. Первые образцы таких конструкций появились еще в древние времена. Однако в тот период устройства приводились в движение физической силой людей или животных. Спустя некоторое время стали появляться другие, более совершенные конструкции. В результате ученым удалось придумать электрические механизмы, которые способны функционировать вообще без участия человека.

Сообщение Кто и когда изобрел первый в мире лифт – история его создания появились сначала на Исторический документ.


Источник: Кто и когда изобрел первый в мире лифт – история его создания
Автор:
Теги: технологии

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства