Сложно сказать, какое развитие получила бы человеческая цивилизация, если бы в древние времена не было изобретено колесо. Эта, на первый взгляд, простая деталь оказала значительное влияние на дальнейшее развитие научно-технического прогресса. Она легла в основу различных машин и механизмов. При этом точных сведений, кто конкретно изобрел колесо, нет. Однако его создателя можно считать настоящим гением своего времени.
Ролики – предшественники колес
Далеко не каждому человеку известно, когда конкретно появилось колесо. Первые округлые предметы, отдаленно напоминающие этот предмет, стали создаваться еще во времена палеолита, или 15-750 тысяч лет назад. Точные сведения на этот счет у историков отсутствуют.
В давние времена для перемещения тяжелых предметов на значительные расстояния применяли обыкновенные бревна. Этот способ имел важный минус. Для его применения под бревна приходилось класть большое количество каменных роликов, которые напоминали небольшие колеса. Они постоянно выскальзывали из-под бревен.
Однако людям удалось справиться с этой проблемой. Они сделали из досок специальную платформу и зафиксировали ролики так, что давящий сверху груз прижимал их к земле, а не выталкивал.
Еще спустя 1500 лет люди придумали следующее усовершенствование. Они снабдили прообраз колеса деревянными спицами. К такому решению людей подтолкнула военная потребность. Первыми колеса с деревянными спицами стали использовать египтяне. Это изобретение датируется 2000 годом до нашей эры.
Появление изобретения в Месопотамии
В 4000 до нашей эры были созданы колеса, которые впоследствии удалось обнаружить во время раскопок шумерского города Урук. Он располагался в Месопотамии. Через 1000 лет изобретение настолько усовершенствовали, что шумерские цари начали брать с собой в загробный мир не только драгоценности, пищу и рабов, но и колесные повозки. Такие захоронения были найдены в древних городах Киш и Ур. Также их обнаружили в древних Сузах.
Такие конструкции изготавливали из сплошного деревянного круга, который имел вырезанное отверстие для оси. При этом они держались на месте клином. Прообразом такого устройства стали деревянные катки, которые применялись для передвижения тяжелых каменных блоков. Их обычно использовали при сооружении гробниц и храмов.
Первое колесо – игрушечное
Кто конкретно придумал такую конструкцию, доподлинно неизвестно. Однако считается, что первые сооружения такого типа датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Именно к этому периоду относится находка румынского ученого, которая была сделана в 1981 году около города Яссы.
При проведении раскопок исследователь обнаружил глиняные игрушки, которые изображали колесную повозку. Сегодня это самое древнее свидетельство существования колес, которое известно историкам.
Похожие конструкции, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры, были найдены и в других местах в Центральной Европе. Они представляют собой керамические горшки, изображающие повозки и игрушечные колесики. Также ученым удалось найти окаменевшее деревянное колесо, сделанное из ясеня.
Помимо этого, была найдена двухколесная повозка возрастом около 5 тысяч лет. Ее удалось отыскать из погребения «Тягуновой могилы», которая представляет собой курган, расположенный в Запорожской области Украины. Такие находки доказывают, что современная цивилизация все же зародилась в Центральной Европе.
Появление повозки на колесах
Серьезные трансформации в обществе вызвали не игрушечные колеса, а настоящие. Они появились на несколько сотен лет позже. Повозка была создана около 5400 лет назад и стала первым изобретением, которое мгновенно распространилось по миру. Археологи нашли древние повозки в самых разных странах. Распространение такого сооружения не остановили даже культурные барьеры того времени.
Конструкции старых повозок существенно отличались друг от друга. В одних ось была намертво прикреплена, как в современных поездах, в других – свободно вращалась на оси, как в автомобилях. По мнению экспертов, это было связано с тем, что создатели конструкций не имели возможности детального изучения механизма. Потому они пытались воссоздать то, что было видно издалека.
Создание повозок сильно повлияло на жизненный уклад людей на Ближнем Востоке и в странах Европы. Такие конструкции существенно повысили продуктивность работы фермеров. Это значительно повлияло на ландшафт.
Ранее для перевозки семян, удобрений и урожая требовались большие группы людей. Благодаря созданию повозок появились семейные фермы. Поселения, которые до этого концентрировались вокруг рек, распространились в глубину степей. Таким образом, изобретение повозки оказало значительное влияние на развитие экономики, образ жизни людей, тактику ведения военных действий и даже распространение языка.
Изобретение Квеклоса
Ученые уверены, что сконструировать на основе небольшой игрушки полноценную повозку было весьма проблематично. К тому же создание оси и колеса было весьма сложным и трудоемким делом, которое требовало применения точных инструментов – в частности, шила и долота. К тому же повозка не могла быть сделана поэтапно. Это означает, что ее история связана с работой одного человека.
Изобретателя такой конструкции называют Квеклосом. Это слово, по мнению палеонтологов, означало «колесо». Оно стало производным от глаголов «крутить» и «вращать». По сути, создатель конструкции назвал свою работу «вращалище».
Квеклос появился на свет около 5400 лет назад. Благодаря распространению повозки и множеству упоминаний об этой конструкции в летописи такая цифра считается довольно точной. Если дата рождения Квеклоса примерно известна, то место остается спорным моментом. Дело в том, что повозка распространялась настолько стремительно, что сложно определить, где она впервые появилась.
Используемые инструменты
Квеклос был, без сомнения, гением и мастером своего дела. Чтобы изготовить из игрушки полноценную повозку, потребовалось разрешить ряд задач. Многие исследователи уверены, что первые в мире медные инструменты неслучайно появились незадолго до создания первой повозки. Дело в том, что оси и колесо не удалось бы изготовить простыми каменными орудиями.
Недостатки изобретения
По мнению Стивена Фогеля, самое важное в такой конструкции то, насколько хорошо колесо закреплено на оси. Если оно зафиксировано слишком крепко, повозка не сможет перемещаться. При свободной фиксации колесо попросту отвалится. Для крошечной игрушечной модели такие проблемы не характерны.
Также в небольших изделиях не обязательно придерживаться пропорций между диаметром и длиной оси. При этом в полноразмерной повозке чересчур толстая ось создает повышенное трение. Если же она будет очень тонкой, то сломается под тяжестью груза.
Также большое значение имел размер колеса в таком транспорте. При использовании слишком маленьких элементов повозка не смогла бы преодолеть выбоины на дорогах. Слишком большие детали помешали бы ей сдвинуться с места. Но, несмотря на уникальные технологические решения, использованные Квеклосом, его колесо было бесполезным без использования волов.
Где было найдено первое колесо
Изобретатель колеса жил в древние века. Потому в истории не сохранилось ни его имя, ни место создания данной конструкции. Прообразом современного колеса историки считают круглые каменные жернова, которые применялись для размалывания злаков со времен неолита.
Исторический период, к которому принадлежат первые колеса, удается определить весьма приблизительно. Он датируется 5000 лет до нашей эры. Именно к такому времени относится археологическая находка, которую сделал румынский ученый около города Яссы в 1981 году. При проведении раскопок были найдены глиняные игрушки в виде колесной повозки. К сегодняшнему моменту это самые древние колеса, которые известны историкам.
Хотя колесо считается довольно древним изобретением, многих людей интересует, кто именно получал на него патент. Если верить отчетам патентного ведомства, это сделал Джеймс Макомб из Принстона. Он запатентовал полое водяное колесо, которое предназначалось для применения в гидроэнергетике.
Патентное ведомство подтверждает выдачу этого документа. Однако оригинальная запись была уничтожена во время пожара, который случился в организации в 1836 году.
Влияние колеса на эволюцию
Первый изобретатель конструкции остался неизвестным. Тем не менее, такие сооружения были известны во множестве цивилизаций и оказали значительное влияние на ход эволюции. Подобные сооружения использовали для обработки земли. По мере роста поселений у людей стало появляться все больше времени и возможностей для изучения мира и его строения. Таким образом, люди начали создавать новые технологии.
Вначале исследователи открыли характеристики различных металлов. Вместо камня они начали применять бронзу, которая представляла собой сочетание меди и олова.
Древние цивилизации находились в Месопотамии. Исследователи называют это место колыбелью цивилизации. На этой территории находилось много городов-государств. Там получили широкое развитие ремесла и торговля. Алхимики, астрономы, математики двигали науку вперед. Они создавали календари и системы для измерения.
Металлическое колесо впервые было создано на территории Месопотамии. Для его сооружения применялась бронза. Колесные повозки получили широкое признание. Шумерские правители даже брали их с собой в загробный мир. Такие погребения были найдены возле ряда древних городов Сузы, Киш, Ур.
Возле крупных рек стали появляться и иные древние цивилизации. Древний Египет располагался возле Нила, Китай – около Хуанхэ, а Древняя Индия – возле Инда. Такие регионы были весьма плодородными. Чтобы обрабатывать поля, требовались новые орудия и технологии. В перечисленных цивилизациях проводился весьма примитивный отсчет времени. Для его усовершенствования были созданы солнечные и водные часы. Также широкое развитие получила металлообработка и изготовления стекла. В перечисленных производствах активно использовали колеса.
Помимо этого, многие цивилизации пользовались символикой, которая имела связь с колесом. Это, в частности, касается индоевропейских цивилизаций. Таким способом древние люди обозначали сменяемость циклов жизни и смерти. Круг был связан с бесконечностью. При этом люди пытались с его помощью показать, что жизнь и смерть сменяют друг друга.
Древние люди пользовались такой формой для создания своих сакральных символов. В качестве примера можно привести буддийскую Дхарму и славянский Солнцеворот. При этом колесо символизировало власть и постоянное обновление.
Однако существовали также народы, которые не пользовались такими сооружениями в бытовых целях. К ним, в частности, относятся африканские и американские народы. Однако при раскопках у них удалось отыскать игрушечные колесные повозки.
Ольмеки тоже максимально приблизились к созданию колеса. Они пользовались деревянными катками во время проведения строительных работ. В Америке колесные повозки были созданы только после прибытия туда европейцев. Без создания колеса сложно представить себе развитие человечества.
Спустя некоторое время в конструкцию колес внесли много изменений. В настоящее время обода и спицы изготавливают из металла. Вокруг них размещают резиновые камеры и шины. За счет таких усовершенствований такое элемент стал более эффективным, легким и долговечным. Благодаря колесу мир постоянно меняется, и этот прогресс не останавливается.
Колесо представляет собой одно из наиболее интересных и важных изобретений в истории человечества. Сложно сказать, кто первым придумал такую конструкцию, поскольку она появилась в 5000 лет до нашей эры. За время своего существования колесо претерпело много изменений и усовершенствований. Оно стало основой для многих других разработок и механизмов.
Сообщение
Комментарии (0)