Сложно представить себе жизнь современных людей без железнодорожного транспорта. В привычном понимании он существует только 2 столетия. Однако первые прототипы такого вида путей сообщения были созданы значительно раньше – еще во времена Древнего Египта. При этом далеко не каждому современному человеку известно, кто именно изобрел железную дорогу.
Предшественники железных дорог
Первые сооружения, которые по внешнему виду отдаленно напоминали двухколейную дорогу, были созданы еще во времена Древнего Египта. Для передвижения тяжелых грузов люди придумали делать параллельные борозды, в которые впоследствии складывали бревна.
Впоследствии аналогичные конструкции стали использовать в Древней Греции и Греции. Затем появилась более совершенная колея. Она представляла собой глубокие впадины, которые располагались на каменной дороге. По ним могли перемещаться колеса повозок.
Через несколько веков дороги с колеей стали активно применяться в горной промышленности, которая начала зарождаться. По сей день сохранились рудники, в которых были сооружены деревянные рельсы. По такой дороге могла перемещаться запряженная лошадью тележка, которая была загружена рудой.
Колея позволяла ускорять передвижение тяжелых грузов и в некоторой степени походила на современные рельсы. Однако деревянные бруски спустя некоторое время изнашивались. Потому их начали укреплять металлическими элементами в форме полос.
История изобретения
Многих людей интересует, кто именно придумал железную дорогу. Первые наземные пути появились еще в семнадцатом веке.
Первые наземные рельсовые пути
Первым таким сооружением считается «Уоллатонская вагонная дорога». Она имела длину 3 километра. Многих интересует, когда была придумана такая конструкция. Данное изобретение датируется периодом с 1603 по 1604 годы.
Такая дорога предназначалась для перемещения угля на конной тяге между Стрелли и Уоллатон. Они располагались около Ноттингема. Достоверно время закрытия дороги установить нельзя, однако есть сведения, что шахты прекратили свое существование в 1620 году. Вполне вероятно, что тогда же была закрыта и рельсовая дорога.
В 1755 году для перемещения породы на алтайских рудниках был создан узкоколейный путь, который имел деревянные рельсы. Его автором считается Козьма Дмитриевич Фролов. По этому пути перемещались вагонетки из дерева. Вдоль пути располагалась тросовая петля. Ее движение запускали лошади, которые вращали шкив.
Каждая вагонетка обладала двумя зажимами. Их можно было по очереди прикреплять к одной или второй стороне петли ведущего троса. Такой подход позволял останавливать вагонетки или менять направление их следования. При этом ведущий трос непрерывно перемещался.
Длительное время рельсовые пути использовали исключительно для рудников. Однако впоследствии появились и пассажирские дороги, которые имели конную тягу. Такое сооружение было создано в Англии в 1801 году. Оно связывало Уондсворт и Кройдон.
Начало эпохи паровозов
Первый паровоз создал Ричард Третивик в 1804 году. В молодые годы он был знаком с Джеймсом Уаттом, который изобрел паровую машину. Однако железо в те времена отличалось высокой стоимостью, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелое устройство.
Впоследствии разные инженеры пытались конструировать паровозы. Однако наибольших успехов добился Джордж Стефенсон. В период с 1812 по 1829 года он предложил целый ряд удачных вариантов паровозов и смог убедить владельцев шахт соорудить первую железную дорогу. Она шла от Дарлингтона к Стоктону и не разрушалась под воздействием паровоза.
Впоследствии транспортное средство, сконструированное Стефенсоном, смогло победить в специально организованном соревновании. Паровоз назывался «Ракетой» и стал главным в работе первой общественной дороги, которая соединяла Манчестер и Ливерпуль.
Первые общественные ж/д пути
Чтобы запустить первые железные дороги в широкое пользование, требовалось справиться с предубеждением людей. К примеру, в США общественность называла паровые устройства «сыновьями Дьявола». Люди были уверены, что поездка на них может привести к «сотрясению мозга».
Медицинская комиссия Германии поддерживала такие опасения. Она утверждала, что вследствие быстрой езды могут развиваться мозговые заболевания. В Российской империи число противников сооружения железных дорог значительно превышало количество сторонников. Однако с течением времени люди убедились в безопасности этого вида сообщения. Кто же создал общественную железную дорогу? Этот вопрос интересует многих.
В Англии
Первую железную дорогу создали в Англии. Это сделал Джордж Стефенсон. В каком же году это произошло? Данное событие датируется 1825 годом. Рельсовый путь соединял Стоктон и Дарлингтон. Его протяженность составляла 40 километров.
Первую железную дорогу между сравнительно большими населенными пунктами открыли в 1830 году. Она стала сообщением между центром промышленности Манчестером и портовым Ливерпулем. Протяженность этих путей составляла 56 километров. На линии тоже применялись паровозы, предложенные Стефенсоном. В 1840 году протяженность железных дорог Великобритании достигала 2390 километров.
Рельсы для первых железных дорог изготавливались из чугуна или ковкого железа. Однако чугун обладал высокой степенью хрупкости и трескался под влиянием повышенного давления, тогда как мягкое железо проседало. Оптимальным вариантом для изготовления рельсов оказалась сталь. Ее начали использовать в 1856 году.
В США
В США общественную дорогу построили в 1830 году. Это произошло в штате Мэриленд. В тот же период для перевозки пассажиров были созданы паровозы, которые стали весьма надежным видом транспорта. Как следствие, железные дороги стали прямым конкурентом судоходства.
Однако поначалу люди относились к этому виду транспорта настороженно. Чтобы развеять сомнения жителей, было проведено соревнование между пароходом и паровозом. Задачей состязаний стало сравнение скорости и надежности. Для этого использовался отрезок между Цинциннати и Сент-Луисом. По воде расстояние достигало 702 миль. Эту дистанцию пароход преодолел за 3 суток. Паровозу потребовалось пройти только 339 миль. Это расстояние он смог преодолеть намного быстрее – за 16 часов.
В России
В 1837 году создали первую в России рельсовую дорогу. Открытие состоялось 11 ноября. Она соединяла между собой Санкт-Петербург и Павловск. Этот путь стал основой дальнейшего строительства сети рельсовых дорог в стране.
Сооружением дороги руководил инженер из Австрии Франц фон Герстнер. В 1835 году профессору удалось убедить императора в полезности такого вида транспорта, поскольку он давал возможность быстро перемещать войска.
1 мая 1836 года дорога начала строиться. При этом инженер начал двигаться от Павловска. К июлю уже удалось создать платформу, которая обладала навесом. Тогда же начали строить гостиницу. В сентябре приступили к строительству вокзала и депо. К концу сентября удалось проложить рельсы на расстояние 27 километров. Тогда же осуществлялись пробные поездки до Царского Села. В качестве тягловой силы использовали лошадей.
Осенью 1836 года паровоз впервые обкатали. Он был доставлен из Англии. Причем транспортное средство прибыло в разобранном виде. Вначале транспорт попал в Кронштадт, а затем его переместили в Царское Село. Там его собрали и оценили работоспособность.
Вначале конструкция включала 8 вагонов и трехосный паровоз. Он был сооружен в Англии на заводе Стефенсона. В состав транспортного средства входили вагоны различных классов.
В 1837 году для первой дороги соорудили здание вокзала. Согласно плану Герстнера, он должен был располагаться на берегу Фонтанки. Но финансирования хватило только на создание самой дороги и строительство вокзала в Царском Селе.
Тогда решили сделать деревянную станцию. Она располагалась невдалеке от запланированного места. Таким образом, появился самый наиболее российский вокзал – Витебский. В период с 1849 по 1852 годы удалось соорудить каменное здание, которое существовало до первой половины двадцатого века. Современное строение было создано в 1904 году.
Известные российские железные дороги
Непосредственно после появления в мире железных дорог их стали сооружать и в России. При этом на начальном этапе построили 2 наиболее известные – Царскосельскую и Николаевскую.
Царскосельская
Эта дорога стала первой в Российской империи. Она связывала Царское Село с Петербургом. Это сооружение построил австрийский профессор Герстнер в 1837 году. Оно было первым путем в стране, который обеспечивал сообщение между несколькими населенными пунктами – Павловском, Царским Селом и Петербургом.
Указ Николая I о создании этого транспортного пути был издан в апреле 1836 года. Строительством дороги занимался профессор Венского университета Герстнер. Довольно быстро удалось соорудить платформу для пассажиров и начать строить гостиницу. Это получилось сделать к июлю 1836 года – буквально через 2 месяца после издания указа. К сентябрю удалось начать сооружение вокзала и построить паровозное депо, которое имело в Царском Селе поворотный круг.
Почти все сырье для строительства австрийский инженер покупал за границей. 27 километров рельсов удалось проложить к концу сентября. Тогда же стали осуществляться первые поездки.
В 1836 году строители впервые пустили по рельсам паровоз, приобретенный в Англии. Он был доставлен в Петербург по морю. В состав транспортного средства входило 8 вагонов, которые отличались по классам. В наиболее комфортном могло поместиться 8 человек, в других – по 10.
При совершении пробной поездки средняя скорость перемещения составляла 51 километр в час. На тот момент это достижение выглядело поистине удивительно. Таким образом, от Петербурга до Царского Села удалось добраться за 35 минут, а в обратном направлении – за 27. Стоит отметить, что в течение первых 6 месяцев использования состав тянули лошади. Лишь в праздничные и воскресные дни пользовались паровой тягой.
Стоит отметить, что за 5 лет правительству удалось вернуть расходы на строительство дороги и покупку оснащения. При этом полностью перейти на паровую тягу получилось к весне 1838 года.
Вплоть до 1897 года такая дорога считалась самостоятельной. Затем ее включили в Московско-Виндаво-Рыбинскую. Тогда же были приняты новые размеры колеи. Они составили 1524 миллиметра.
Это стало важной особенностью, ведь на западе был принят стандарт 1435 миллиметров. По одной из теорий, такое решение принял профессор Герстнер для повышения пропускной способности дороги. Также есть вариант, согласно которому такое решение было принято для защиты от врагов. Сегодня этот участок представляет собой важный элемент Витебского направления железной дороги.
Николаевская
Эта железная дорога была построена в середине девятнадцатого века. Она обеспечивала сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Движение по этому пути началось в 1851 году.
В 1855 году после смерти царя транспортный путь назвали в его честь – Николаевским. Рельсовая дорога была первой двухпутной и легла в основу создания железнодорожной сети государственного значения. Размер этого пути достигал 645 километров.
Впоследствии к Николаевской железной дороге примкнули другие линии. Она шла через ряд губерний – Смоленскую, Петербургскую, Московскую. Также путь шел через Тверскую, Витебскую, Псковскую губернии. Сейчас этот путь идет через 11 субъектов Российской Федерации и частично затрагивает другие государства – Эстонию, Беларусь, Латвию.
Стоит отметить, что сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой было одним из наиболее загруженных направлений. В восьмидесятые годы двадцатого века в СССР решили организовать тут скоростное движение. Как следствие, путь из Санкт-Петербурга в Москву превратился в первую скоростную железную дорогу Советского Союза.
Появление железной дороги имеет достаточно интересную историю. Первые прообразы такого транспортного пути появились еще во времена Древнего Египта. При этом путь, напоминающий современный, придумали намного позже. Это произошло в Англии. С того момента железнодорожное сообщение претерпело много изменений. Однако оно продолжает оставаться одним из наиболее популярных вариантов транспортных средств.
Сообщение
Комментарии (0)