Парашют представляет собой конструкцию в виде зонта, которая изготавливается из ткани или другого мягкого материала. На нем стропами фиксируется подвесная система или груз. Это устройство используется для совершения прыжков с летательных аппаратов для безопасного спуска и приземления людей и грузов. Несмотря на широкое распространение этой конструкции, далеко не каждый знает, кто конкретно изобрел парашют.
Первые предположения ученых
Теоретические основы парашюта придумал гениальный ученый Леонардо да Винчи. В 1485 году он создал эскиз простейшей конструкции. Ученый отмечал, что если человек возьмет полотняный купол достаточного размера и натянет его, то сможет безопасно спуститься с любой высоты. Однако самому ученому не хватило смелости испытать свою разработку. Таким образом, проект остался без реализации.
Когда идеи стали явью
В 1595 году венецианский исследователь Фаусто Веранцио первым опубликовал проект парашюта. В книге «Новые машины» он начертил квадратный фрагмент холста, натянув его на раму. К углам исследователь привязал веревки, предложив закреплять их на парашютисте. В 1617 году ученый совершил с большой высоты прыжок.
При этом слово «парашют» появилось в семнадцатом-восемнадцатом веках. Оно складывалось из двух корней – латинского слова «para», или «против», и французского «chute», что означало «падать».
Парашют, который напоминает современный, создал русский изобретатель Глеб Котельников. Принципиально новое решение исследователь предложил в 1911 году. Впоследствии ученый отмечал, что к работе его подтолкнула воздушная катастрофа, которая произошла в тот период.
В сентябре 1910 года в ходе показательных полетов, которые проводились на Первом Всероссийском празднике воздухоплавания, аэроплан «Фарман-IV» под управлением Льва Мациевича в буквальном смысле рассыпался. Это произошло на глазах у множества людей. Одним из зрителей был Глеб Котельников – отставной офицер, который служил актером в Народном доме. Будущего создателя парашюта настолько потрясла гибель молодого летчика, что он поставил перед собой задачу создать прибор, который бы смог защитить жизнь пилота.
Значимые полеты на парашюте в истории
Первый парашютный прыжок был совершен 26 декабря 1783 года Луи Себастьяном Ленорманом – французским физиком. Он внес изменения в конструкцию Фауста Верначио. Парашют Ленормана напоминал жесткий конусообразный купол, изготовленный из полотна.
Чтобы снизить воздухопроницаемость, с внутренней стороны материал оклеили бумагой. При этом стропы фиксировались на сидении, которое было сплетено из прутьев ивы. В 1783 году ученый спрыгнул с крыши парижского дома. Затем изобретатель повторил попытку. Для этой цели он выбрал шпиль обсерватории, расположенной в Мольпелье.
В 1949 году Волович и Медведев совершили первый парашютный прыжок на Северный полюс. В 2005 году Оводенко и Калинин первыми выполнили прыжки на Северный полюс, используя парашют на монолыже. При этом они спрыгнули с высоты в 3 тысячи метров. Это достижение было отражено в «Книге рекордов Гиннеса». В 1951 году в Югославии провели первый мировой чемпионат по парашютному спорту.
Еще одним интересным достижением в сфере парашютного спорта стал наиболее высокий прыжок. Он был совершен Аланом Юстасом в возрасте 57 лет. Спортсмену удалось предыдущий рекорд. Высота прыжка, совершенного Юстасом, составляла 41 километр. Это событие произошло 24 октября 2014 года.
Открытия русских изобретателей
История создания парашютов считается весьма интересной. При этом весомый вклад в развитие этой отрасли науки внесли русские изобретатели.
Ранец Котельникова
Глеб Котельников видел свою миссию не в создании парашюта как такового. К тому времени подобные конструкции уже существовали и даже успешно использовались в авиации. Однако парашютные системы первого поколения были представлены в форме громоздких конструкций, которые нуждались в значительных временных затратах на их применение. К тому же гибель летчика Мациевича показывала, что он просто не успел воспользоваться парашютом.
Таким образом, Котельников сделал вывод, что требуется парашют, который пилот сможет всегда иметь при себе. При этом было важно, чтобы летчик мог успеть развернуть купол, в буквальном смысле вывалившись из аэроплана. Добиться такого результата можно было лишь в том случае, если купол компактно сложен и может раскрыться посредством единственного движения.
В качестве материала для изготовления своей конструкции Котельников решил использовать тонкий шелк высокой прочности. Именно такую ткань можно было максимально компактно сложить. На следующем этапе ученый стал искать систему, которая позволяла сложенному парашюту постоянно оставаться при летчике.
Вначале ученый расположил систему спасения в цилиндрическом шлеме, который надевался на голову. Из него уложенный купол выбрасывался посредством специальной пружины. Котельников провел первые испытания на кукле, сбросив ее с крыши своей дачи, расположенной в Стрельне. Эксперимент доказал, что система функционирует отлично.
Однако при этом появилась другая проблема. Кукольный пилот легко выдерживал рывок купола. Однако был риск, что с живого человека шлем попросту слетит. К тому же присутствовала вероятность травмирования головы.
Тогда Котельников придумал конструкцию, которая применяется по сей день. Для фиксации парашюта использовался ранец, который находился за спиной. Вначале его изготавливали из дерева, а затем – из алюминия. Такой вариант фиксации дал возможность разделить парашютные стропы на 2 группы. С того момента это решение стало стандартным. Такая конструкция существенно облегчала управление куполом.
9 ноября 1911 года Котельников получил на конструкцию своего парашюта охранное свидетельство. Этот документ означал, что ученый подал заявку на оформление патента. Годом позже ученому был выдан французский патент.
В 1913 году Котельников назвал свою конструкцию РК-1. При этом буква «Р» обозначала «Русский», а «К» – «Котельников». Цифра 1 использовалась в качестве характеристики порядкового номера конструкции.
Братья Доронины и их открытие
В 1936 году братья Доронины создали первое в мире устройство, которое позволяло автоматически раскрывать парашют. Этот прибор стал своего рода революционным открытием в этой сфере. Благодаря изобретению братьев Дорониных парашютисты имели возможность выполнять прыжки с любой высоты, причем они могли делать это в сложнейших погодных условиях.
За время своего существования конструкция Дорониных подверглась большому количеству изменений. Сегодня используются электронные устройства, которые облегчают задачи, выполняемые парашютистом. К тому же они помогают страховать жизни.
Создание парашюта имеет интересную историю. Первые разработки в этой сфере принадлежат знаменитому Леонардо да Винчи. Однако гениальный изобретатель так и не реализовал свою идею на практике. Автором парашюта, напоминающего современный, является отставной офицер и актер Глеб Котельников. С момента создания эта конструкция претерпела много изменений, но по сей день активно используется в спорте и авиации.
Сообщение
Комментарии (0)