Это не совсем сайт всё подряд, но тут будет симорон, психология, в том числе психология отношений, нумерология, астрология, магия и волшебство и просто интересный блог для всех

Когда Гоголь написал сборник Петербургские повести – история создания

«Петербургские повести» – это сборник, который включает несколько произведений Николая Васильевича Гоголя. Они объединены местом действия. В этих повестях описывается Санкт-Петербург 1830-1840 годов. Сам писатель не пользовался этим термином для обозначения цикла своих творений. При этом история создания «Петербургских повестей» Николая Гоголя весьма интересна.

История написания труда

Идея создания произведения «Портрет» посетила Гоголя в 1832 году. Он начал писать его в 1833 году, а окончил – в 1834. Работа была впервые напечатана в сборнике в 1835 году «Арабески».

После этого на нее обрушился шквал критики. Потому Гоголь решил внести правки в свою работу. Это затронуло буквально все – сюжетную линию, имя главного героя, диалоги и стиль изложения. На внесение правок писателю потребовался целый год. Он занимался этим с 1841 по 1842 год. Усовершенствованное произведение напечатали в известном журнале «Современник». Там присутствовало примечание, что труд не является первоначальным.

В своем произведении Гоголь использовал двух главных героев. В начале рассказа описывается молодой художник, а затем – ростовщик. Литератор позиционирует Андрея Чарткова как молодого и талантливого человека. Этот обедневший дворянин снимает небольшую комнату и делит ее с единственным крепостным. В ходе развития сюжета характер персонажа претерпевает значительные изменения. О ростовщике детальной информации нет. При этом его образ связан с мистическим ореолом, который сплошь приносит людям несчастья.

В сборнике Гоголя присутствовали и «Записки сумасшедшего». Изначально они были напечатаны под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» Гоголь написал в период с 1832 по 1833 год. Но впервые ее напечатали только в 1836 году. Это случилось в «Современнике» Пушкина. Примечательно, что издание «Московский наблюдатель», в которое писатель обратился вначале, отказалось публиковать повесть. Он посчитал ее пошлой и тривиальной.

На написание «Шинели» у Гоголя ушло несколько лет. Произведение создавалось с 1836 по 1842 год. Изначально автор назвал работу как «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В 1842 году автор внес в свои работы ряд радикальных правок. У некоторых из своих работ писатель изменил названия. Уже в обновленной форме Гоголь включил эти труды в третий том первого собрания сочинений. Туда же автор добавил произведения «Рим» и «Коляска». При этом весь том получил название «Повести».

Заголовок «Петербургские повести» дал циклу Владимир Шенрок – знаменитый биограф Гоголя. В конце девятнадцатого столетия он писал «Материалы для биографии Гоголя». Одну из частей он назвал «Петербургские повести Гоголя». Заголовок тут же прижился и начал активно использоваться среди литераторов. В 1924 году 5 известных произведений Гоголя опубликовали в виде самостоятельного сборника. Он получил современное название «Петербургские повести».

Что входит в повести

В состав сборника Гоголя входит несколько повестей, каждая из которых представляет собой отдельное независимое произведение.

«Невский проект»

Эта работа известного цикла Гоголя посвящена бедному художнику Пискареву. Однажды мужчина гулял с приятелем по Невскому проспекту и повстречал красивую девушку. Он пошел за ней в надежде познакомиться и осознал, что попал в публичный дом. При этом привлекательная брюнетка оказалась жрицей любви, несмотря на то, что ей было всего 17 лет.

В разочаровании художник тут же покинул заведение и пошел домой. Той же ночью он увидел девушку во сне. Она предстала перед ним совершенно в ином образе. Пискарев вместе с девушкой оказался на балу. Там девушка объяснила, что все увиденное художником неправда, и она должна поведать ему тайну.

С утра мужчина осознал, что это было только сном. Однако он оказался таким прекрасным, что Пискарев стал принимать опиум. Это позволяло ему возвращать такие видения почаще. В конце концов, измотанный художник решил действительно предложить девушке выйти за него замуж, отказаться от постыдной профессии и жить в труде и любви. Но красивая брюнетка не стала даже слушать мужчину. Она сказала, что не хочет быть служанкой, швеей или прачкой. Отчаявшийся художник свел счеты с жизнью.

Его приятель Пирогов решил в тот же день поухаживать за блондинкой, и был избит ее мужем. Однако мужчина решил не огорчаться по этому поводу и отлично провел остаток вечера в танцах.

«Нос»

Хотя эта работа была написана во время творческого расцвета Гоголя, вначале она не получила признания. Издание «Московский наблюдатель» сразу отвергло возможность публикации. Оно посчитало повесть плохой.

Произведение написано Гоголем в особом стиле и представляет собой литературу абсурда. Для него характерен ряд отличительных особенностей – нелепость сюжета, отсутствие причин и следствий, парадоксальная бессмысленность. Все это читателю не всегда понятно с первого раза. Работа включает места, которые остаются непонятными. При этом веселый и необычный сюжет доставляет читателям удовольствие.

Считается, что сюжетная линия была позаимствована Гоголем из известного французского анекдота. Произведение многократно правилось самим автором и цензорами. В нем изменилась концовка и увеличилась сатирическая составляющая.

С самого начала перед читателем разворачивается фантастическая история. Главный герой Гоголя сталкивается с настоящей трагедией – отсутствием носа. Он воспринимает это как преграду для продвижения по карьерной лестнице. Главный персонаж, Ковалев, на первое место ставит внешность, а не внутренние качества. Очеловеченный Нос гуляет отдельно от своего обладателя. При этом он хочет сбежать от него как можно дальше – за границу.

Абсурд ситуации кроется в том, что не только нос сбежал от своего обладателя, но и в отношении к событию. Ковалев имеет звание майора. Ему точно известно, с кем он может сохранять надменность, а с кем – должен держаться скромно. Это можно увидеть по сценам с цирюльником, извозчиком и почитаемыми чиновниками.

Встреча со своей частью тела, которая оказалась на три чина выше, приводит его в полное недоумение. Нос превосходит своего обладателя. Это помогает Гоголю продемонстрировать социальное неравенство с точки зрения одной личности. Главный герой не может пребывать в социальной идиллии, поскольку его части тела вытворяют нечто невообразимое.

При описании абсурдной ситуации Ковалева Гоголь затрагивает ряд проблем общества. Среди них стоит выделить безнравственность, фальшь, корысть, лицемерие. Нос не хочет общаться с людьми, которые имеют более низкий ранг. Он не желает соединяться со своим обладателем.

Многие современники Гоголя увидели в повести своих приятелей, начальство и даже самих себя. Тщеславные желания захлестнули всех членов общества. Они не оставили пространства для нравственности, благородства, величия. Тем не менее, это необычное происшествие завершилось для главного персонажа вполне удачно. Нос возвратился к нему столь же внезапно, как и пропал.

«Портрет»

Хотя рассказ о роковой картине был закончен и опубликован, Гоголь решил откорректировать свою работу. Он не просто добавил незначительные правки, а существенно изменил текст и даже исправил фамилию главного персонажа. Вместо Черткова он стал Чартковым.

В этом произведении Гоголь затрагивает тему истинного искусства. Он решил продемонстрировать, что события, которые происходят в материальном мире, можно объяснить с точки зрения мистики. Страшная картина с описанием ростовщика в азиатском костюме олицетворяет зло и оказывает значительное влияние на происходящее.

Работа Гоголя включает две части. При этом в первом фрагменте автор описывает служение истинному искусству. Он повествует о бедном художнике, который готов отдать за картину последние деньги. При этом здесь высмеивается светское общество, которое готово следовать однотипным тенденциям.

Купленный портрет помог Чарткову разбогатеть. После чего персонаж Гоголя сталкивается с серьезной дилеммой. С одной стороны, художник желает развития, а с другой – соглашается отказаться от своих принципов и рисовать однотипные картины, чтобы заработать денег.

В результате Чартков хочет вернуться к настоящей деятельности, но сталкивается с жестоким разочарованием. У него ничего не выходит. Кисти, которые привыкли к фальши, больше не слушаются творца. Отчаявшийся художник начинает скупать картины своего ученика с целью их уничтожения. Однако это лишь усугубляет его положение. Мужчина не борется со злом, а избавляется от добра. Это все приводит к печальному финалу – художник сходит с ума и умирает.

Вторая часть работы описывает иное искушение. Тут Гоголь объясняет, что при соприкосновении со злом творец навсегда остается запятнанным. Писатель сравнивает его с человеком в испачканной одежде.

Изображение духа тьмы приводит к тому, что даже незавершенная картина провоцирует несчастья у каждого обладателя. Искусство требует божественного одухотворения, а не сатанинской страсти. Гоголь приходит к выводу, что обычного срисовывания с натуры мало. Важно, чтобы художник вкладывал в картину душу, настроение, эмоции. При этом чувства должны быть божественными, а не сатанинскими.

«Записки сумасшедшего»

Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» имеет не самую простую судьбу. В течение нескольких лет писатель вынашивал идею написать произведение о безумном герое и продумывал детали сюжета. В ходе работы над повестью он все время корректировал ее. Изначально работа была опубликована под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». С ним повесть была впервые напечатана в 1835 году. Впоследствии писатель изменил заголовок.

Работа Гоголя имеет комедийный сюжет, который базируется на сарказме и юморе. Но, несмотря на это, автор разыгрывает настоящую трагедию. Тут неудовлетворенностью своей жизнью доводит главного героя до сумасшествия. На примере своего персонажа Гоголь описывает социум, в котором не каждому человеку удается раскрыться и проявить себя. Под влиянием жестокой действительности главный герой сходит с ума.

Перед читателями предстает процесс разложения личности. Тут имеется собственный отсчет времени и особая реальность. При этом вопрос ее объективности является весьма спорным. Иногда реальность главного персонажа кажется более настоящей.

В структуру повести Гоголя входят дневники, которые ведет основной персонаж Поприщев. Этот жанр дает возможность выразить художественный реализм, продемонстрировав действительность, существующую в обществе. Каждая новая запись главного героя приводит к нарастанию композиционного напряжения.

Вначале заметки касаются пустой жизни так называемого маленького человека, который, хотя и обладает дворянским происхождением, но совершенно обеднел. Он ведет никчемную и непримечательную жизнь. Этот человек не испытывает удовлетворения ни от работы, ни от окружающих.

Однако внезапно в его жизни появляется чувство. Поприщев влюбляется в дочь своего начальника. Приблизительно в тот же период и появляются записки, в которых мелькают безумные мысли. В скором времени Аксентий совершенно уходит от реальности. При этом в голове мужчины смешивается все, что толкает его на безумные поступки.

В скором времени болезнь главного героя становится маниакальной. Он мнит себя наследником престола Испании. Герой погружается в мир иллюзий. Это приводит к тому, что Поприщев попадает в сумасшедший дом. Там он не может понять, почему с ним обращаются так плохо. Однако мужчина с христианской покорностью сносит все тяготы, которые выпадают на его долю. В заключительном монологе Гоголь объединил множество приемов.

Все вопросы, которые Гоголь затрагивает в «Записках сумасшедшего», сохраняют актуальность и по сей день. Они представляют собой протест против несправедливого уклада, и сложности, которые связаны с бедностью. Также автор затрагивает тут проблему отсутствия разума, что мешает создать справедливое общество.

Гоголь четко описывает состояние одиночества, в котором находится главный персонаж. Он живет в крупном городе и окружен сотнями людей, но к своим 42 года мужчина совершенно одинок. Сложно понять, кто в этом виновен. Это может быть социум, который равнодушно относится к членам, или сам человек, не пытающийся ничего поменять в собственной жизни.

«Шинель»

Идея создания этого произведения появилась у Гоголя в 1834 году. Поводом к его написанию стал анекдот. Шутка, задача которой заключалась в том, чтобы развлечь слушателей, заставила автор призадуматься. Спустя несколько лет именно она стала основой новой повести.

В «Шинели» Гоголь поднимает тему маленького человека. Он выделяет социальные и нравственные вопросы. Писатель выступает с критикой беспринципности людей и социума, который сделал этого человека. Никчемность его интересов доводится до абсурда. Однако даже с этой точки зрения имеется позитивный момент. Персонаж ради своих целей готов отказаться от благ. При этом его дух укрепляется смирением и безропотностью.

Исследованием этого величайшего произведения Гоголя занималось не одно поколение ученых. Известный филолог Борис Эйхенбаум при анализе «Шинели» установил, что изначально ее первая часть писалась как житие святого. Акакий означает «беззлобный». При этом Акакия Акакиевича можно рассматривать как безобидного, тихого и благодушного. Когда коллеги обижают мужчину, он произносит фразу «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?». При этом читателям слышится библейское изречение «Я брат твой».

В набросках Николая Гоголя этот персонаж обладает говорящей фамилией – Тишкевич. Однако впоследствии автор подумал, что это перебор и поменял фамилию. Вначале он назвал своего героя Башмакевичем, затем изменил ее на «Башмаков». В результате перед читателями предстал Башмачкин.

Имя главного героя тоже выбрано Гоголем неспроста. Это нашло воплощение в самой повести. Там автор дает матери своего персонажа самостоятельно выбрать имя для своего сына. Из всех вариантов женщине ничего не понравилось. После чего она приняла решение назвать сына в честь своего отца.

Акакий Акакиевич ведет блаженную жизнь. Ему удалось найти свое призвание – переписку. Это дело мужчина довел до совершенства. Неудивительно, что Гоголь дал своему персонажу именно такую профессию. Именно монахи занимались перепиской с давних времен. Однако думать Башмачкин не способен. Когда у мужчины появляется такая необходимость, он прямо говорит, что лучше перепишет что-то.

Когда Акакий понимает, что его шинель больше нельзя починить, он начинает во всем себе отказывать и пытаться накопить деньги на новую одежду. После того как изделие изготовлено, главный герой его тут же лишается. Для Башмачкина это реальная трагедия, которая приводит к его смерти. Однако и после кончины его душа не может отыскать покой.

Из хорошего человека Башмачкин превращается в призрака. Его тень после смерти останавливает людей возле Калинкина моста. Вместо своей шинели она пытается снимать с прохожих и шубы, и шинели.

В конце произведения Гоголя предстает утопическая реализация идеи справедливости. Но на смену покорному Акакию приходит мститель. Такой финал является не слишком утешительным. Бессмертная душа, которой приходится мстить, сама творит суд. Маленький человек нигде не может найти правду и защиту. Оплот чиновников с точки зрения Гоголя является жестоким, беспощадным и несправедливым.

«Петербургские повести» служат отражением отношения Гоголя к Петербургу. Он описывает его как город контрастов и безумия. Именно поэтому произведения писателя представляют собой исторический экскурс.

Сообщение Когда Гоголь написал сборник Петербургские повести – история создания появились сначала на Исторический документ.


Источник: Когда Гоголь написал сборник Петербургские повести – история создания
Автор:
Теги: литература

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства