Мотоцикл считается одним из популярнейших транспортных средств в мире. Его используют для самых разных задач – передвижения, военных целей, спортивных соревнований. Несмотря на широкое распространение этого транспорта, далеко не каждый человек знает, кто именно изобрел мотоцикл. Это случилось еще в восемнадцатом веке. Появление транспортного средства связывают с именем известного инженера Даймлера.
Изобретение Даймлера
Считается, что первый мотоцикл придумал Даймлер. С 1872 года он трудился над созданием двигателя внутреннего сгорания. Спустя 10 лет исследователь совместно со своим коллегой Вильгельмом Майбахом создал собственную фирму.
В 1885 году мотор Даймлера уже прошел этап испытаний и был готов к применению. Однако требовалось отыскать подходящее транспортное средство для установки конструкции. Для этой цели решили обыкновенный велосипед. Свое транспортное средство ученый назвал «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».
Несмотря на то, что исследователь получил на свою идею патент, рабочий образец он так и не собрал. Довести начатое дело решился сын инженера, которого звали Адольфом. Полученную конструкцию можно назвать прадедушкой современного мотоцикла. По сути, он представлял собой велосипед, оснащенный деревянной рамой и ременной передачей. На нем был установлен бензиновый мотор, мощность которого составлял 0,5 лошадиной силы.
Гибрид имел колеса с деревянными спицами и металлическими ободами. При этом первым водителем мотоцикла стал Майбах. Он проехался на машине своего товарища и вернул ее обратно, назвав «костедробилкой».
Тем не менее, новое транспортное средство было весьма удачным. Даже в первом варианте оно во многом напоминало современный мотоцикл, поскольку в основу конструкции легли компоновочные принципы, характерные для современных машин.
Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера
Когда же было налажено массовое производство транспортных средств? В 1894 году немецкая компания, созданная Хильдебрандом и Вольфмюллером, начала выпуск партии мопедов, которая включала 2000 экземпляров. Этот процесс длился в течение 3 лет.
По сути, данные транспортные средства оказались первым мотоциклами, которые производили конвейерным способом. Они обладали весом 50 килограммов и могли развивать скорость до 45 километров в час. Двигатель находился внутри рамы и зажигался от калильной трубки.
Отдельные элементы были взяты от прототипов, которые функционировали на паровой тяге. Они были изготовлены братьями Хильдебранд за 5 лет до этого.
В качестве примера стоит привести водяной резервуар в виде заднего крыла. Его новой функцией стала подача воды в специальные охлаждающие полости. Также конструкция включала шатуны, которые запускали движение заднего колеса.
Модель, которую выпускала компания, не имела педалей или сцепления. Вначале мотоциклы запускались, что называется, с толкача. Именно поэтому модель не имела значительного успеха. К тому же стоила она довольно дорого.
Компания Хильдебранда и Вольмюллера распалась в 1919 году – после Первой мировой войны. Однако на этом история мотоциклов не закончилась. К тому же транспортные средства, которые выпускались фабрикой, по сей день хранятся в различных музеях мира.
Развитие мотоциклов до начала ВОВ
В двадцатые годы прошлого века инженеры провели много экспериментов с разными видами конструкций. Постепенно они отходили от первоначальной задумки и превратили необычную и ненадежную машину в удобный и качественный вид транспорта. Таким образом был создан мотоцикл для ежедневного использования. При этом по своей сути он не слишком существенно отличался от современных устройств.
В 1922 году в Германии появился мотоцикл бренда DKW. Это транспортное средство получило широкое распространение. Это было связано с пробегом вокруг страны и доступной ценой. Благодаря этому мотоцикл стал популярен среди простых людей. Он был способен наращивать скорость до 65 километров в час и тратил на 100 километров 2 литра бензина. Транспортное средство удавалось завести от ножной педали. Оно отличалось небольшим весом и прекрасными ходовыми характеристиками.
Приблизительно в тот же период началось развитие мотоспорта. Это послужило толчком к развитию серийных мотоциклов. Вначале гонки проводились в виде длительных марафонов на обыкновенных дорогах. Однако постепенно они переместились на ипподромы и кольцевые трассы. Двигатели стали дополнять нагнетателями. Также инженеры ввели в конструкцию так называемый сухой картер, увеличили коэффициент полезного действия, уменьшили массу и улучшили аэродинамику.
Больших успехов в производстве спортивных мотоциклов удалось добиться компании BMW. В 1924 году бренд выпустил успешную модель R32. При этом фирма стремительно развивалась и делала свой транспорт все мощнее. Именно благодаря этому бренд не раз устанавливал общемировые скоростные рекорды.
К примеру, в 1937 году одна из 500-кубовых конструкций достигла скорости 279 километров в час. Ею управлял Эрнст Хенне. Установленный рекорд держался в течение целых 14 лет.
В начале тридцатых годов прошлого века стали выпускать первые советские мотоциклы. Поскольку инженеры не имели в этой сфере достаточного опыта, модели, которые они создавали, представляли собой, по сути, копии немецких и британских транспортных средств. Однако уже спустя несколько лет конструкторы СССР стали внедрять оригинальные идеи. В результате появились такие модели, как Л-8 и МЛ-3.
МЛ-3 – первая советская модель, которая была создана с нуля. Ее начали производить в Серпухове в 1939 году. Конструкция включала легкий двигатель, объем которого составлял 123,7 кубического сантиметра. К тому же транспортное средство имело 3-ступенчатую коробку передач.
Эта простая модель предназначалась для массового распространения. Однако этому помешала Вторая мировая война. Тем не менее, на этом история советских мотоциклов не завершилась.
Появление военных мотоциклов
В военных действиях мотоциклы стали применяться еще в 1914 году в период Первой мировой войны. Их главной задачей была передача сообщений. К тому же на такие виды транспорта нередко ставили пулеметы. Сравнительно быстро мотоциклы превратились в важный элемент военных действий. В период Первой мировой войны были использованы десятки тысяч единиц такого транспорта.
С началом Второй мировой войны применение мотоциклов приобрело особенный характер. По сути, они превратились в самостоятельную боевую единицу. Изготовление такого транспорта в этот период, по сути, носило утилитарный характер.
Из самых известных мотоциклов, которые применялись в военное время, стоит выделить модель BMW R75. Она использовалась для ведения боевых действий преимущественно в 1940-1942 годах. Конструкция обладала высокой степенью проходимости и имела мощность на уровне 26 лошадиных сил. Также транспорт оснащался 9-ступенчатой коробкой передач и имел гидравлический задний тормоз. Конструкция обладала высокой стоимостью, которая была сопоставима с ценой двух авто. Потому ее не применяли в Германии, а отправляли в африканскую Сахару.
Впоследствии немцы стали использовать легкие мотоциклы. В качестве примеров таких моделей стоит привести DKW RT125 и DKW NZ350. Вторая версия производилась исключительно для нужд армии и могла наращивать скорость до 105 километров в час. Бесспорным преимуществом конструкции считалась высокая проходимость, связанная с низкими передаточными числами.
В СССР в период войны использовали уникальную модель М-72, которая была копией BMW R71. Эта конструкция выпускалась вначале в Москве. Однако впоследствии ее изготовление наладили в Тюмени, Ирбите, Горьком. Мотоцикл был оснащен оппозитным нижнеклапанным двигателем и мог развивать скорость до 85 километров в час. При этом его масса вместе с коляской составляла 380 килограммов.
В общей сложности было выпущено 8500 экземпляров таких мотоциклов. В середине пятидесятых транспортное средство появилось в свободной продаже и оставалось там вплоть до шестидесятого года прошлого века. Впоследствии мотоцикл усовершенствовали и даже выпустили несколько спортивных моделей, включая кроссовые. В 1947 году на модификации М-80 удалось установить всесоюзный скоростной рекорд, который составлял 172 километра в час.
Важную роль в развитии военных действий сыграли ленд-лизовские машины. Среди них стоит выделить Velocette, Indian, Matchless. Однако лидирующие позиции по надежности и техническим характеристикам занимал Davidson WLA 42.
Послевоенная история транспорта
Послевоенная Европа столкнулась с жестким кризисом. Обычные люди не могли приобрести даже велосипед. Промышленным предприятиям приходилось адаптироваться к таким условиям и выпускать дешевый транспорт. Именно тогда появился двухтактный двигатель, ведь топливо в те времена оставалось относительно доступным.
Влияние военного периода стало причиной появления множества необычных решений, и сфера производства автомобилей не стала исключением. В результате таких процессов появился новый класс транспортных средств, а именно – мотороллеры.
В 1946 году итальянский бренд Piaggio наладил производство необыкновенно удачной серии Vespa. Она была разработана авиационным инженером Коррадино Де Асканио. Этот мотоцикл был вообще не похож на классические модели. При этом он отличался простотой и функциональностью. К его преимуществам относилась и простота изготовления. Все эти факторы сделали данный вид транспорта необыкновенно популярным во всем мире.
Безрамная конструкция оснащалась маломощным мотором и имела всего 3 скорости. Благодаря вертикальной посадке удалось добиться высокой степени комфорта для водителя. Именно поэтому транспортным средством стали активно пользоваться женщины и пожилые люди.
Мотоциклы Vespa стали необыкновенно модными. Потому их часто можно встретить в фильмах двадцатого и двадцать первого века. По сути, такой вид транспорта стал важной частью английской молодежной субкультуры пятидесятых.
В Японии начало истории развития мотоциклов датируется 1946 годом. Именно тогда Соичиро Хонда создал первый мотоцикл, который, по сути, представлял собой велосипед, оснащенный 50-кубовым мотором. Спустя 4 года на рынок Японии вышли знаменитые сегодня бренды Suzuki и Kawasaki. Нужно сказать, что до этого компании занимались совершенно другими видами деятельности.
Когда появились современные мотоциклы
К семидесятым годам двадцатого века автомобили начали постепенно вытеснять мотоциклы. В европейских странах стало появляться все больше недорогих машин. В результате мотоцикл в большей степени превратился в хобби или стиль жизнь. В тот период вошли в моду тяжелые и скоростные мотоциклы. В этой нише лидирующие позиции занимали японские транспортные средства, которые оснащались 4-цилиндровыми двигателями.
Тогда же становится популярной агрессивная езда. Постепенно эта мода дошла и до Советского Союза. Средством передвижения стали часто пользоваться грабители и вандалы, что негативно повлияло на сам образ мотоциклиста. Вернуть нормальную репутацию владельцам такого транспорта удалось лишь спустя 10 лет.
В начале восьмидесятых при производстве мотоциклов стали активно применять электронные детали и пластиковые элементы. Двухтактные двигатели постепенно отошли на второй план. Это было преимущественно связано с увеличением кубатуры двигателя. Также стали наращиваться обороты скоростных машин. Многие транспортные средства начали оснащать дисковыми тормозами и пневматической подвеской.
Мотоцикл представляет собой достаточно популярное транспортное средство, которое имеет весьма интересную историю. Эта машина появилась еще в девятнадцатом веке и с того момента претерпела много изменений и усовершенствований. Постепенно мотоциклы стали терять популярность из-за широкого распространения автомобилей. Однако и сегодня есть немало ценителей этого вида транспорта.
Сообщение
Комментарии (0)